Информация о курсе Теория литературы: Анализ художественного произведения

Учение о литературном произведении, его составе и структуре составляет центральную часть дисциплины «Введение в литературоведение», которую осваивают первокурсники – будущие филологи и журналисты; нередко в учебный план филологических факультетов вводится также спецкурс «Анализ литературного произведения». Особая трудность и одновременно заманчивость поэтики (так традиционно называют данный раздел теории литературы) – в теснейшей взаимосвязи теории и практики, в многократной проверке на прочность теоретико-литературных понятий как инструментов анализа самых разных художественных произведений. Ведь можно много и с пафосом говорить о магии искусства, о великих писателях, но при этом оказаться беспомощным в «путешествии» по литературному тексту. Как гласит латинское изречение (восходящее к одной из басен Эзопа): Hic Rhodus, hic salta (здесь Родос, здесь прыгай).

Предлагаемый учебный комплекс состоит из трех взаимосвязанных частей. Первая – это учебное пособие «Анализ художественного произведения», состоящее из пяти разделов: «Произведение как художественное целое», «Предметный мир», «Композиция», «Художественная речь», «Судьбы произведений». К тексту пособия прилагаются рекомендуемая библиография и словарь терминов, где кратко поясняются значения терминов, используемых в пособии, есть также ссылки на открытые ресурсы. Хотя основное внимание в пособии уделено произведению как художественному целому, в нем кратко освещаются (в особенности в первом и последнем разделах) общие свойства искусства: его эстетическая природа, образность, обращенность к читателю (диалогичность); говорится также о делении литературы на роды и жанры. Ведь художественная литература есть не что иное как совокупность литературных произведений, поэтому при изучении поэтики неизбежен принцип синекдохи: целое раскрывается через его часть и, напротив, в части проявляются свойства целого (лат.: pars pro toto). Анализ произведения понимается как путь к его интерпретации, в той или иной мере всегда субъективно окрашенной. Авторы исходят из диалогической концепции искусства, согласно которой в рождении смысла произведения участвует читатель.

В литературоведении существуют различные направления и школы, что объясняется и сложностью, исторической подвижностью самого предмета изучения, и различными познавательными интересами ученых, развитием науки, ее методологии. В пособии акцентированы прежде всего позитивные, эвристические моменты различных литературоведческих направлений и школ. Разграничиваются различные аспекты анализа произведения: эстетический, семиотический, герменевтический, стилистический, риторический и др. При этом авторы стремились ориентировать учащихся в потоке терминологии: ведь каждая последовательная, детально разработанная концепция имеет свои ключевые понятия, используя для их обозначения либо традиционные термины (в определенном значении), либо вводя новые (так, при эстетическом подходе к произведению очень важно понятие «рамка», при герменевтическом – разграничение адресата и реального читателя). Само слово «термин» (лат. terminus – предел, граница) в древнеримской мифологии было именем бога межей и пограничных межевых знаков, в честь Термина ежегодно устраивались праздники (терминалии). Язык науки – язык понятий и терминов, и одна из главных задач всего учебного модуля – разъяснение используемых в пособии понятий и терминов как системы.

Закреплению теоретико-литературных знаний, в частности правильному, грамотному использованию терминологии, помогает Практикум, составляющий одну из трех частей учебного модуля. Третья его часть – Библиотека, где помещены научно-исследовательские работы (статьи, фрагменты из монографий), в которых рассматриваются вопросы, входящие в общую проблематику пособия; преимущественно выбирались тексты, содержащие конкретный анализ произведения в том или ином аспекте. Все учебные материалы (включая задания), представленные в модуле, соответствуют Государственному образовательному стандарту, а также действующим образовательным программам.

Авторы и составители данного учебного модуля:

  • Лилия Валентиновна Чернец - доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Ирина Николаевна Исакова - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

И.Н. Исаковой написаны во втором разделе пособия главы 3 – 8, в третьем разделе – глава 3, в четвертом – глава 3; остальные разделы и главы пособия принадлежат Л.В.Чернец. Словарь терминов и ссылки на электронные ресурсы подготовлены И.Н. Исаковой. Задания Практикума по работе с группами терминов и цитатами придуманы Л.В.Чернец, остальные – И.Н.Исаковой. Совместно написаны Предисловие, составлена Библиография и отобраны тексты для Библиотеки.



отправить сообщение с этой страницы по е-mail: Защита от спам-ботов!