М.Ю.Сидорова - персональный сайт

Грамматика изобразительности

Программа годового спецкурса

Современный этап развития науки о языке характеризуется повышенным вниманием к двум семантическим областям - наиболее абстрактной и максимально конкретной, попытками "уловить" самые отвлеченные, "бесплотные" значения и объективировать, рационализировать непосредственные восприятия в их отображении в языке. В этом проявляется интерес к человеку как создателю и пользователю языка, отражающему в языковых формах свою высокоразвитую способность к абстракции и обобщению и непосредственные данные органов чувств. В спецкурсе "Грамматика изобразительности" предполагается рассмотреть широкую проблематику, связанную с моделированием в языке ситуации актуального (или воображаемого) восприятия в изобразительном регистре речи (высказываниях апперцептивного ранга): от общих проблем когнитивной науки и психо-биологических аспектов восприятия, значимых для языкового отображения перцепции, до вопросов анализа художественных текстов репродуктивного (изобразительного) регистра, сочетающих общеязыковые и индивидуально-авторские средства.

В спецкурсе изложение собственных взглядов и результатов исследования автора сочетается с представлением современных точек зрения на тот или иной факт языка (ту или иную проблему) и исторической перспективы. Обсуждение каждого вопроса завершается иллюстративным анализом конкретных текстов русской художественной литературы 19 - 20 вв.

Курс нацелен прежде всего на студентов, интересующихся проблемами функционально-коммуникативной грамматики, исследованием текста, междисциплинарными связями (лингвистика и философия, лингвистика и психология, лингвистика и литературоведение). Познание "грамматики изобразительности" - один из шагов к превращению лингвистики в "основную гуманитарную науку о человеке", какой ее мечтал видеть А.А.Потебня.

  1. Язык - средство коммуникации и моделирующая система. Язык - сознание - действительность. Вопрос о "доверии" языку: язык отражает - искажает - создает мир? "Оптимистическая" точка зрения (А.А.Потебня, А.Белый). "Пессимистическая" точка зрения: от "Невыразимого" Жуковского и Silentum Тютчева до логофобии 20 века ("Вещи подали на развод со своими именами" (Сартр)). "Пределы" языка, его соотношение с другими знаковыми системами, когнитивными системами (Потебня, Хомский). Когнитивная философия и лингвистика.
  2. Восприятие и познание. Проблема объективности восприятия и языкового изображения восприятия (Дж.Лакофф, А.Вежбицка и др.). Психо-биологические аспекты разных видов перцепции (зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой). Комплексность, “полимодальность” восприятия. Восприятие и обработка его результатов. Интерпретация восприятия. Синестезии. Теоретические и практические поиски соответствия между модальностями восприятия (опыты А.Скрябина, "Гласные" Рембо, звуковые теории стиха, “Симфонии” А.Белого и т.д.).
  3. Противопоставление высказываний апперцептивного ранга логически опосредованному. Способы описания слов, предложений и текстов апперцептивного ранга. Антропоцентрический подход к языку. Коммуникативные регистры как модели отражения действительности (Г.А.Золотова). Репродуктивный (изобразительный) текст как образ сенсорно постигаемого мира в хронотопе говорящего. Понятия точки зрения, фигуры наблюдателя, позиции говорящего. Дейксис и референция в репродуктивном тексте. Теория языка (репрезентативная грамматика) К.Бюлера. Эгоцентрические слова репродуктивного регистра. Проблема наблюдаемости, потенциальной и актуальной. Вопрос о наблюдаемости внутренних эмоциональных и физических состояний. Субъектная сфера и восприятие. Искажение восприятия. Изображение "незамеченного". Автор и герой как субъекты восприятия. Точка зрения в несловесных видах искусства (архитектура, живопись, кино). Сочетание словесного и зрительного ряда в кино с точки зрения регистровой модели отражения действительности
  4. Время и пространство в языковой картине мира и в тексте. Способы моделирования пространства и времени в тексте. “Операции” над перцептивным временем (ускорение и замедление, выходы из него). Перцептивное пространство, закономерности его организации. Кадр, план, монтаж. Пространственно-изобразительная метафора. Поле зрения и поле слуха. Перцептивное пространство и развивающийся сюжет.
  5. Описательная и повествовательная разновидности изобразительного регистра. Сюжет и фон в репродуктивном регистре. Роль видо-временных форм глагола в композиции текста. Цикличность и линейность. Акциональная и перцепциональная динамика и статика. Глагольная и безглагольная динамика.
  6. Языковые средства репродуктивного регистра. Предикаты общеперцептивные, частноперцептивные и интерпретационные. Зрительный, звуковой, обонятельный, осязательный, вкусовой компоненты мировосприятия в системе языка и в репродуктивном тексте. Номинативные предложения в репродуктивном тексте.
  7. Семантико-грамматические особенности основных типов репродуктивно-описательных текстов (пейзаж, интерьер, портрет, описание предмета).
  8. Композиция репродуктивных и нерепродуктивных (информативных, генеритивных) блоков в тексте: в пределах одной коммуникативной единицы (предложения), в разных коммуникативных единицах. Наглядно-примерная и потенциально-обобщенная вариации как результат взаимодействия изобразительного и информативного / генеритивного регистров.