Школа юного филолога

В последних классах школы перед учениками встает проблема выбора профессии, и часто школьники выбирают свой жизненный путь почти вслепую, ничего не зная о своей будущей специальности.
Школа юного филолога (ШЮФ) работает для учащихся 8-10х классов. Ее задача - познакомить школьников с филологическим факультетом, показать, чем занимается филология, и в конечном счете - помочь им определиться.
Занятия проводятся по университетской системе. Традиционно читаются 4 цикла лекций по истории культуры: в первом семестре 1 (античность) и 3 (новое время), во втором - 2 (средневековье) и 4 (новейшая история). Основная часть расписания с понедельника по пятницу отведена под семинары по различным научным филологическим направлениям. Семинаров много, но посещать все совершенно необязательно: каждый выбирает себе, как правило, 2-3 семинара, в которых и занимается в течение года. Дисциплины, представленные в ШЮФе, охватывают все направления филологии: литература третьего тысячелетия и религия древней Греции и Древнего Рима, современный русский язык и старославянский, литература Латинской Америки и литература русского зарубежья, лирика английского Возрождения и готский язык… Есть и возможность учить иностранные языки: английский, немецкий, французский, итальянский. Обычно занятия по основным западноевропейским языкам проходят по субботам. Эти занятия бесплатны, но посещать их могут только те учащиеся, кто занимается как минимум на двух основных филологических семинарах. Помимо новых можно освоить и древние языки, дающие базовые филологические знания: старославянский, древнегреческий, латынь.
Кроме семинаров по основным научным направлениям, в ШЮФе работает творческий семинар. Сюда приходят школьники, которые пишут стихи или прозу и хотят обсудить их, получить дружеский совет. Семинар проводится под руководством опытного педагога, который уже много лет создает на своем семинаре теплую, задушевную атмосферу, способствующую полноценному общению участников.
Проводятся в ШЮФе и дни науки по образцу студенческих. Раз в год, в конце декабря, ученики могут выбрать себе тему в рамках какого-нибудь семинара, и подготовить доклад под руководством преподавателя. Если доклад проходит апробацию на семинаре, он выносится на день науки. И школьник впервые выступает со своими научными исследованиями перед достаточно широкой аудиторией.
В последние несколько лет проводятся круглые столы по актуальным для школьников проблемам. Например, тема ближайшего круглого стола заявлена так: "Помогает ли школа развитию творческой личности". Задача таких мероприятий - дать ученикам возможность высказаться, развивать умение грамотно и красиво излагать свои мысли.
Занятия проводятся шесть раз в неделю (кроме воскресенья), по будним дням в 17.00 и 18.30, по субботам в 15.20 и 17.00, на первом, восьмом, девятом и десятом этажах Первого Гуманитарного корпуса МГУ. Чтобы в конце года получить свидетельство об окончании ШЮФ, необходимо работать как минимум в двух семинарах (не считая субботних семинаров по иностранным языкам).
Организационное собрание проводится в начале октября. На нём даётся общее представление о ШЮФе, каждый преподаватель вкратце аннотирует свой семинар, тогда же становится известным расписание на осенний семестр. Сразу раздаются билеты учащегося, которые являются пропуском в МГУ; проводится запись в школу.
В начале семестра юным филологам даётся две недели на то, чтобы определиться, куда они будут ходить в течение года. Через две недели они выбирают для себя набор семинаров. Ни письменного, ни устного вступительного тестирования в ШЮФ не проводится. Отсев происходит естественным путем: остаются только те, кому это действительно интересно.
Школа Юного Филолога - это не подготовительные курсы, рассчитана она не на абитуриентов, а на школьников 8-10-х классов, которые только еще выбирают, где бы им хотелось учиться. Обучение в ШЮФ поможет им сделать этот выбор осознанно, решить для себя, интересна ли им филология вообще и филологический факультет в частности. Поэтому формально ШЮФ никак не связана с поступлением в МГУ им. М.В. Ломоносова. Но, тем не менее, она дает и небольшие льготы для тех, кто после ее окончания решит поступать на филфак. Свидетельство об окончании ШЮФа дает право в 11 классе зачислиться на подготовительные курсы без экзаменов; кроме того, на вступительных экзаменах оно тоже может сыграть свою роль при полупроходном балле.
В ШЮФе занятия ведут в основном студенты и аспиранты; есть и несколько преподавателей. Для студентов и аспирантов это возможность приобрести опыт преподавания, пообщаться с единомышленниками, глубже изучить любимый предмет ("docemus - discimus", "уча, учимся" - этот принцип педагогики сформулирован ещё в античности) и даже получить пусть и небольшие, но деньги. Молодые преподаватели ШЮФ делают первые шаги на научном поприще - их статьи напечатаны в сборнике "Опыты-2000". А один из заслуженных преподавателей ШЮФа, Белов А.М., в результате многолетнего опыта преподавания латыни, выпустил учебник "Ars grammatica".
Дополнительную информацию, расписание занятий, новости Школы Юного Филолога можно посмотреть на сайте www.philol.msu.ru/~school или на доске объявлений (1 Гум. корпус, 9 этаж, напротив 904).
Лапонина Людмила, филологический факультет МГУ
Научно-популярный журнал "Русский язык и литература для школьников". 2005, № 6

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
24 декабря в рамках празднования 250-летия МГУ в ШЮФе состоялась конференция-круглый стол.
Подробнее...

"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной". Подробнее...

"День науки Школы юного филолога - это одновременно и праздник, и экзамен. Праздник, потому что в этот день каждый может приобщиться не просто к университетским лекциям и семинарам, а к миру науки, показать себя не учеником, но самостоятельным исследователем, встать в один ряд с крупнейшими отечественными и зарубежными учеными-филологами как их младший коллега..."