Щербухина Дарья (10 класс), «Змееборческий сюжет в сказке, былине и духовном стихе».
Семинар: «Жанры русского фольклора». Руководитель – Горшкова Елена Николаевна

Щербухина Дарья Змееборческий сюжет в сказках, былинах и духовных стихах “В области баснословных преданий одно из главнейших полей принадлежит огненному, летучему змею…” (А.Н. Афанасьев, “Поэтические воззрения славян на природу”).
Как мне кажется, будет небезынтересным рассмотреть змееборческий сюжет и сравнить его варианты в разных фольклорных жанрах, а именно в сказке, былине и духовном стихе. С этой целью я сопоставила тексты сказок “Буря-богатырь Иван Коровий сын, Иван Крестьянский сын и Мужичок сам с перст, усы на семь верст”, былины “Добрыня и Змей” и духовных стихов “Федор Тирон”, “О спасении Елисавии Арахлинской Царевны”, “Егорий и Змей”, “Сказание о Георгии Храбром – Искоренителе басурманства и поборникеа светлой Руси”.
Для начала – что же такое Змей и змееборство в представлении славян.
У Афанасьева в “Поэтических воззрениях славян на природу” Змей характеризуется как опоэтизированное представление грома, молнии и метеоров.
“В огненном змее народная фантазия, создающая мистические образы не иначе, как на основании и аналогии с действительными явлениями, олицетворяла молнию, прихотливый изгиб которой напоминал скользящую по земле змею, а равно – воздушные метеоры и падающие звезды, которые младенчески-неразвитому народу, ради производимого ими на глаза впечатления, казались тождественными со сверкающей молнией”. Однако же вместе с тем молнией называли и небесный огонь, поражающих змея-тучу, а дождь, соответственно, был кровью чудовища, проливающейся на землю: “Пролитая змеем и пожираемая землею кровь есть метафора дождя, который струится обильными потоками из тучи, разбитой ударами громовника”. Позднее образ змея из абстрактного и полностью змеиного превратился в более близкий и доступный образ полу-змея-полу-человека или человека-великана, например – Тугарин-змей, обладающий огромной силой и часто сопровождаемый такими спутниками, как черный ворон, похищающий склянки с живой водою, пес-ветер и чудо-конь, часто огненный
Важность же образа Змея Афанасьев находит в тесной связи со многими основными религиозными представлениями славян. Поверья приписывают Змею демонические свойства, богатырскую силу, умение менять свой облик, обладание несметными богатствами и живой водой, знание целебных трав.
Вообще образ бога-громовержца или героя-змееборца характерен практически для всех народов. В книге “Поэтические воззрения славян на природу” Афанасьев приводит примеры из греческой и германской мифологии (Геракл, еще в колыбели задушивший змей, Зигфрид и Беовульф, убившие Драконов).
Пропп считает, что практически все сказки можно свести к сюжету о похищении змеем царевны, а его, в свою очередь, к еще более древнему сюжету похищения солнца тучей: "...морфологически все данные сказки могут быть выведены из сказок о похищении змеем царевны, из того вида, который мы склонны считать основным" (В. Я. Пропп. Морфология волшебной сказки. М., 2005. С. 99). Пропп подчеркивает, что змей не имеет полноценного внешнего описания, встречаются только отдельные элементы, как многоголовость или то, что змей летучий, но, тем не менее, крылья практически никогда не упоминаются, из чего можно сделать вывод, что витает он без крыльев. Полет змея напоминает полет Бабы Яги – сопровождается бурей, ветром: “Поднялась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется: летит трехглавый змей”. Часто соотносясь с героем, змей представлен всадником, под которым спотыкается конь. Образ змея всегда связан с огнем, однако не описано, как извергается огонь, например, про коня обычно пишут, что у него из ушей и ноздрей искры сыплются. Помимо огня, часто змей связан с горами, на что указывает его прозвище “Горыныч”, или водой – (выход из реки; реки, как границы его царства; жертв, избранных по жребию часто приводят на берег реки или моря). Обычно змей – похититель, изводящий город поборами (часто – в виде девушек). Главным же свойством змея для Проппа является поглощение, заглатывание и выхаркивание героя, и этот сюжет Пропп считает отражением обряда инициации.
Сравним змееборческий сюжет в сказке и былине.
В рассмотренной мною былине – “Добрыня и Змей” - основополагающим моментом является запрет: “Добрынюшке-то матушка говаривала, ты не езди-ка далече во чисто поле, на ту на гору да Сорочинскую, не топчи-ка ты младых змеенышей, Ты не выручай-ка из полонов да русских, не купайся во Пучай-реке…” и нарушение запрета: Добрыня, естественно, поехал во чисто поле, разыгралося в нем сердце богатырское и захотелось ему искупаться во Пучай-реке, реке огненной. В этом сходство былины и сказок: в обеих сказках герои-Иваны встречают змея у реки, правда, там река не огненная, а Смородинка, а поединок происходит на калиновом мосту, но, в общем, и там, и там река служит границей владений змея. В былине, как только Добрыня заходит за огненную струю, откуда ни возьмись с громами и молниями является змей. Далее в обеих сказках происходит то, что Пропп называет “Изначальным противником” - словесный поединок, в ходе которого выясняется, что убить змея может только один герой, но либо “Ворона в животе сюда его костей не носила”, либо он и вовсе еще не родился. Изначального противника в былине “Добрыня и Змей” нет, но присутствует словесный поединок, в котором змей похваляется, что легко одолеет богатыря. Далее следует бой, который в сказках обычно повторяется троекратно (в сказке о Иване-коровьем сыне бой происходит 3 раза, так как героев всего три – Иван-Царевич, Иван –Кухаркин сын и сам Иван-коровий сын, но и Иван царевич, и Иван кухаркин сын засыпают на своем дежурстве, их заменяет Иван коровий сын - и каждый раз голов у его противника прибавляется от шести до 12, а в сказке о Крестьянском сыне с Иваном идут 6 человек, которых он отправляет в дозор, и в общей сложности они проводят у реки шесть дней и ночей, на шестую ночь происходит бой). В бою, как и положено, герой одолевает чудовище. Отличие былины от сказки в том, что Добрыня не убивает змея, а заключает с ним договор, по которому змей не имеет права летать на Святую Русь, особенно подчеркивается, что Русь святая. Далее еще одна общая черта сказок и былин: победой над змеем или договором с ним испытания героев не заканчиваются. В сказках появляются мать и жены змеев, пытающиеся обманом и мороками погубить богатырей-братьев, или, как в сказке о Иване-крестьянском сыне, появляется мужичок, сам с перст, усы с семь верст, который отнимает у героя то, ради чего он совершал подвиг – чудесного коня, которого просил царь. В былине же вторым испытанием становится похищение царевны Забавы Путятичны, племянницы князя Владимира, из-за которой происходит второй бой, так как змей не желает добром отдавать девушку. Во время боя, который длится 3 дня, усталый Добрыня слышит голос с неба, что он должен продержаться еще 3 часа. Он бьется еще 3 часа и побеждает чудище, но все залито змеиной кровью и так же он стоит в ней 3 дня, слышит голос с неба, чтобы подождать еще 3 часа и воткнуть копье в землю-матушку со словами: “Расступись-ка, земля-матушка, на четыре четверти”. Он совершает то, что ему велено, и кровь уходит, он освобождает пленников и Забаву, едет в Киев ко Владимиру и отдает ему девушку. Главным различием между былиной и сказкой является то, что Добрыня побеждает врага не только за счет своей силы или помощи братьев, а благодаря помощи Всевышнего, что подчеркивается тем, что, в отличие от сказки, богатырь не женится на спасенной девушке, как то происходит с Иванами. В сказках обычно вообще перед подвигом обещается награда – пол-царства, царевна или еще что-то – есть какая-то ценность; в былине героя к подвигу подталкивает только просьба или его совесть. Важно так же, что везде есть советчики: в сказке о трех братьях старушка рассказывает, что нужно сделать, чтобы царица забеременела, в былине мать Добрыни произносит стандартную формулу “утро вечера мудренее” и дает Добрыне плетку, что помогает ему победить змея, а в сказке о Иване-крестьянском сыне ему сначала попадается калека, который советует ему заняться переправой и три года не брать ни с кого денег, а после на этой переправе Иван встречает 3 старичков, которые помогают ему победить усатого мужичка и вернуть коня, и царевну.
Также важно, что у героев и былин, и сказок есть помощники: в сказках это братья либо те, кого дал в помощь царь, и, конечно, конь. В былине конь помогает Добрыне победить змея – топчет змеенышей и выносит своего хозяина, в сказке о трех Иванах чудесных коней герои получают, побеждая змеев – т.е. забирая змеевых коней, в последствии эти кони помогают Ивану-коровьему сыну отбиваться от последнего, самого сильного змея. В сказке о Иване-крестьянском сыне он долго, три года, ищет себе подходящего коня и в конце концов по совету странника-старичка идет в определенное село, в определенный двор, и там берет себе паршивенького жеребенка, который единственный способен его вынести, и сам его выращивает.
Теперь сравним рассмотренные сказки и былины с духовными стихами.
Само название “духовный стих” показывает, что сюжет зависит от высших сил. В духовных стихах со змееборческим сюжетом может присутствовать город, часто не православный, который змей обязал платить себе дань людьми. Однажды выбор падает на правителя или иное высокое лицо и в откуп вместо себя этот человек отдает либо дочь (часто), либо кого-то, кто православной веры, когда все кругом язычники; девушкам при этом говорят, что их сосватали и чтобы они собирались на свадьбу. Этот мотив есть и в “Спасении Елисавии”, и в “Егории и Змее”. Девушку отвозят к берегу моря на съедение змею, она молится христианскому богу, и ей является небесный воин-защитник. Часто девушка не понимает, что это небесный воин, и узнает об этом только тогда, когда он, прося разбудить его при появлении змея, называет свое имя. Здесь чудовище, как и в сказках, и в былинах, рассмотренных ранее, появляется из воды. Защитники засыпают – в этом есть сходство со сказочными богатырями, правда, там они засыпали от распущенности, а здесь скорее по каким-то иным причинам. Когда появляется змей, девушки не в силах разбудить витязей – либо от страха перед змеем, либо от страха перед спящим. Девушки начинают плакать, и их слезы будят защитников, которые с Божьей помощью побеждают змея и на шелковом шнурке или расплетенном поясе дают его девушке, дабы она отвела змея в город и пригрозила отпустить его, если горожане не отрекутся от своей веры и не перейдут в православие.
В духовном стихе о Федоре Тироне, как и в предыдущих рассмотренных, акцент делается на Божью помощь. На город нападает царь жидовский иудейский, и некому его победить. Тогда выходит мальчик Федор Тирон 12 лет, просит его вооружить, провести по храмам, благословить, и он идет биться с ворогом, которого, естественно, побеждает. Перед боем подробно, как и в былине, описывается сбруя и снаряжение коня, подчеркивается, что золото да шелка не красы ради, а пользы дела. Бьются они три дня, как в сказках и былинах; заливает Федора кровь басурманская; он, как в былине - богатырь, с заговором вонзает копье в землю, и кровь уходит. Когда он возвращается в город, служатся молебны, его мать идет напоить коня, и ее уносит змей, то есть, как и в сказках, и в былинах, змей уносит девушку/женщину и герой ее спасает. Спасает свою мать Федор как и подобает героям духовных стихов – с Божьей помощью. Подходит он к морю, за которым находится змей, читает Евангелие, и выходит из воды рыба-кит, которая перевозит его на другой берег. Там он борется со змеем, приговаривая:
Еще с нами Бог и над нами Бог,
Со мной слово Божие…
Здесь, как и в былине, акцент на Божьей помощи, так же 2 поединка и фигурирует мать героя.
Герои былин и духовных стихов побеждают змея с Божьей помощью и совершенно бескорыстно, добровольно, а сказочные богатыри либо сразу едут за вознаграждением, либо в конце все равно его получают. Сказки обычно заканчиваются свадьбами, и в сказках часто используются загадки, которые персонажи должны разгадать (голова деда царевны, испытание 3-х помощников Ивана-крестьянского сына), в сказках часто есть мстители за змеев – матери или жены.
Список использованной литературы
1. А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994, т. 2
2. Былины. Сост, вст. ст, подгот. текстов и коммент. Ф.М.Селиванова. М., 1988.
3. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в 3 т. М, 1957, т.1.
4. В. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. М., 2004.
5. Стихи духовные. Сост, вст. слово, подготовка текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М, 1991.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Фотографии

Здесь вы можете найти список докладчиков и тем докладов, сделанных на Дне науки
      в 2007 году
      в 2006 году
      в 2005 году
      в 2004 году
      в 2003 году
      в 2002 году
      в 2001 году


"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной". Подробнее...