Иванова Анастасия (11 класс), «Тема любви в творчестве Иосифа Бродского».
Семинар: «Иосиф Бродский: творчество и судьба». Руководитель – Полторацкая Анастасия Юльевна

Тема любви традиционна для русской литературы. К ней, так или иначе, обращались все писатели и поэты, по-разному в своих произведениях выражали свое отношение к ней, пытались постичь тайну самого сильного и высокого чувства на земле. Любовь включает в себя много других чувств: это дружба и преданность, это жертвенность ради любимого человека и ревность. Любовь объединяет самое хорошее, что может быть у человека. С другой стороны, - это могут быть невыносимые страдания, одиночество, разлука, расставания. Иосиф Бродский – поэт, принесший свое понимание этого чувства и как носитель традиций, заложенных предыдущими поколениями гениальных русских поэтов, и человек XX века, создал ряд бессмертных образов, которые вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой культуры.
В жизни Бродского произошло немало исключительных событий – это знакомство с великими поэтами: Ахматовой, позднее Устина Одена, аресты, позорные суды, обвинения, психбольницы, ссылка, изгнание из страны, непризнание на Родине, а потом в конце жизни всемирная слава и почести, получение «Нобелевки» и других престижных премий, приступы смертельной болезни, - но центральным событием его жизни для него многие годы оставались отношения с Мариной Басмановой. Лев Лосев сравнил поэта с пушкинским пророком, которому посланный свыше шестикрылый серафим дарит чудесный слух и голос. Удачное сравнение, потому что Бродский, действительно, искренно верил, что такое же преображение произошло в нем из-за любви к одной женщине:

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью…

Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след…

Как впоследствии в своей статье скажет Андрей Гамалов: «На благо русской литературы, случилась роковая и знаменательная встреча: в своем роде идеальный, архетипический мужчина (бешеная энергетика, талант, целеустремленность, остроумие, расчет, тщеславие) столкнулся с классическим типом столь же архетипической красавицы (р-р-роковая внешность, талант, низкий голос, искушенность, обаяние, естественная и непреднамеренная лживость)».
Напряженные отношения, измена любимой женщины, фактически, из-за нее Бродский был схвачен представителями власти и отправлен в ссылку в деревню Норенскую, сын, которому она дала другую фамилию и отчество (Сын - Андрей Осипович Басманов. Как скажет потом Людмила Штерн, «Марина, видимо поделила отцовство между Бродским и Мандельштамом) – все это наложило свой отпечаток на жизнь и поэзию Бродского. И хотя в конце своей жизни он был награжден за годы страданий, метаний и разлук мирной семейной жизнью с женой Марией и дочерью Анной, что он так хотел построить с Мариной Басмановой, стихи, посвященные «М.Б.», центральны в его лирике. Уже в последние годы он говорил: «Это главное дело моей жизни».
От одного из самых бурных, трагических и странных романов в русской литературе остались подлинно великие стихи: "Пока ты была со мною, я знал, что я существую... Кто был все время рядом, пока ты была со мною?"

Первые стихи Бродского, посвященные М.Б. и предощущение разрыва.

Первые стихи Бродского с загадочным тогда еще посвящением «М.Б.» датированы июнем шестьдесят второго года.

Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.

Большинство из тех, кто знал эту девушку, отмечают ее несомненную привлекательность. Стройная, высокая, с мягким овалом лица, темно-каштановыми волосами до плеч и зелеными глазами русалки, она буквально приворожила молодого поэта. Бродский восторгался ее талантом художника, ее музыкальной одаренностью. Образ Марины ассоциировался в его воображении с кранаховской Мадонной. «Я всегда говорил ей: ты — радость Кранаха!» — говорил он.
Светлые, счастливые дни вдруг сметались ураганом взаимных обвинений, упреков. Людмила Штерн в своей книге «Ося, Иосиф, Joseph Бродский» рассказывает, что он мог запросто прийти к ним (Штернам Людмиле и Виктору, ее мужу) домой, сесть на стул, съесть тарелку супа и уйти ни сказав при этом ни слова. И настоящие друзья сразу понимали, что он поссорился с Мариной, и что торчащие из-под рукавов свитера обрывки бинта - это неудавшаяся попытка самоубийства, следовавшая за долгими и мучительными объяснениями. Но потом все успокаивалось, сквозь тучи снова проглядывало солнышко. Находиться рядом с поэтом дано не каждому. Мощное силовое поле, в котором постоянно пребывает его Дух, способно испепелить простого смертного. Вполне возможно, что Марина Басманова не выдерживала интенсивности существования и того напряжения, которые исходили от Бродского. Возможно — и это тоже можно понять, — она хотела обыкновенного женского счастья. Он же предлагал Вселенную — со всей неразрешимостью вечных ее вопросов. Что делает Время с человеком? Что делает Время с миром, с Пространством? Поэта волнует незащищенность Пространства, а стало быть, и человека перед натиском поглощающего его Времени. Выводы Бродского неутешительны — мир обречен, а человек тем более. Вот откуда гнетущее предощущение разрыва — не только с любимой женщиной, но и с миром, с эпохой, вообще с пространством самого Бытия…
В своей статье А.М. Уланов пишет: «Живущий связан с миром тысячами нитей. Смерть разрывает их. И путь Бродского - постепенный (и оттого еще более болезненный!) разрыв, углубление одиночества - и приобретение опыта этого одиночества». Разлука с городом, любимой женщиной, родной страной открывает поэту новые горизонты, становит выше этого мира и жизни вообще. Таким образом, постепенно теряя связи с этим миром, он сосредотачивается на своем творчестве, по-другому начинает воспринимать окружающую его действительность, становится как будто выше всего, полностью свободным. Ведь творчество – это всегда в какой-то мере свобода, возможность выйти за рамки обыденности, раздвинуть границы окружающего. Здесь Бродского можно сравнить с Лермонтовым, который считал себя человеком, принадлежавшим другому миру. Между двумя поэтами часто можно проследить нечто схожее, но


В 1983 году он собрал все, на тот момент, стихи, посвященные М.Б., в книге «Новые стансы к Августе», но произведения Бродского, которые написаны на тему любви неразрывно связаны с другими, волнующими поэта проблемами. Он сам пишет: «Темой стихотворения о любви может быть практически все, что угодно: черты девы, лента в ее волосах, пейзаж за ее домом, бег облаков, звездное небо, какой-то неодушевленный предмет». Действительно любящий человек будет видеть свою возлюбленную во всем, в каждом предмете, пусть даже не имеющим ничего общего с самой женщиной: «это может быть увядший букет, снег не железнодорожной платформе». И читатели будут знать, что они читают стихотворение, внушенное любовью. Бродский говорил, что «любовь есть отношение к реальности – обычно кого-то конечного к чему-то бесконечному.»

В отношениях «я» и «ты» в творчестве Бродского царит равновесие. Это две половинки одного целого. Человек, личность – мир, который возможет только в созвучии со своей второй половинкой. Эти части одного мира равноправны, и хотя грань между ними никогда не стирается, существование человека возможно только в созвучии со второй частью его мира.
В стихотворениях Бродский представляет как бы два плана выражения любви. Один показывает реальный мир, его незавершенность, невозможность встречи двух любящих, расставания, и другой, виртуальный, в котором состоится встреча двух сердец, та любовь, которая могла быть, но таковой не является.
Главным мотивом во всех стихотворениях становиться отношение лирического героя к вечности: либо это вечная разлука «… вплоть до смерти: и после/ нам не вместе лежать», метание, поиск, либо вечное соединение двух людей «…я хотел бы, чтоб меня нашли/ оставшимся навек в твоих объятьях».
Любовь в реальном мире не существует, это лишь иллюзия, воображаемый мир. Человек сам себе придумывает его:

Мы будем жить с тобой на берегу,
отгородившись высоченной дамбой
от континента, в небольшом кругу,
сооруженном самодельной лампой.
«Пророчество» (1965г.)

В стихотворении «Пророчество» (1965 г.) раскрывается мотив виртуальной, воображаемой любви. В реальности все против чувства и счастья лирического героя. Поэтому он вынужден отгородиться «высокой дамбой» от этого мира, общества. Для него и его возлюбленной хватит места на небольшом круге света, отбрасываемом лампой. То, что находиться за пределами этого круга пугает и настораживает. Поэт, как будто во сне, он мечтает о счастливой жизни, полноценной (равной) любви двух людей. Здесь скрыт обман героя, так как эта любовь придумана, является плодом воображения. В этой мечте, женщина, возлюбленная является лишь неким образом, который создает сам лирический герой. Интересно в стихотворении раскрыт мотив времени. С одной стороны неменяющимся с течением времени образом возлюбленной: «Я буду стар, а ты – ты молода». Время не властно над этим образом, созданным человеческим сердцем и умом. И с другой стороны даже этому виртуальному миру грозит конец: «…что счет пойдет на дни – не на года, - оставшиеся нам до новой эры.»
«Пророчество» - картина отчаянной личной утопии, где мир природы сжимается до полоски земли на берегу моря, с огородом и устрицами.
К стихотворениям показывающим реальные чувства людей, реальную любовь можно отнести «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня») и «Строфы» («На прощанье – не звука»). Взаимная любовь не возможна, герои должны расстаться. В «Строфах» раскрывается мотив разлуки.
На прощанье - ни звука.
Граммофон за стеной
В этом мире разлука
лишь прообраз иной.

Причиной расставания двух людей какая-то оплошность: «Не вина, но оплошность/ разбивает стекло» и нет никакой возможность в соединении сердец: «вплоть до смерти: и после/ нам не вместе лежать». Чувство не вернуть, да и в нем уже нет смысла для героя: «в нашей твердости толка/ больше нету», «только емкость поделим,/ но не крепость вина». Мир начинает рушится, все перестает иметь значение без чувства: «Распадаются домы,/ обрывается нить… ». Трагедия заключается в том, что два человека не смогли сохранить чувства, которое было им даровано: «Чем мы были и что
мы не смогли сохранить» и в памяти стираются все счастливые моменты, оставляя только боль разрыва. «Чем тесней единенье,/ тем кромешней разрыв». Расставание заметнее, чем слияние душ. Даже после смерти, в вечности герои не смогут встретиться, тогда как в идеальном представлении о любви даже смерть не может разлучит двух любящих людей,

Тем верней расстаемся
что имеем в виду,
что в Раю не сойдемся,
не столкнемся а Аду.

Отношение к любви у Бродского было предопределено его собственной трагической историей. В 1967 году, когда наступила развязка, он написал маленькое стихотворение «Postscriptum», потом название было изменено на «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). И даже после разлуки лирический герой ищет соединения. В стихотворении раскрывается мысль о том, что человек существует только в соединении со своей второй половинкой. Один человек не может заменить этот мир и находиться в неком замкнутом круге, нарушить которого он не может. Это подтверждено образами гроша, телефонного диска, стола. Возможность соединения ничтожна, как и сам грош, который остается единственной надеждой. Бродский подчеркивает незавершенность, неполноту героя. Незавершенность подчеркивается «щербатостью» диска. Лирический герой пытается узнать свою дальнейшую судьбы, отсюда возникает образ «спиритического сеанса», на котором возможно увидеть будущее.
Бродский своим творчеством доказывал, что он приносил свою собственную литературно-поэтическую традицию в русскую культуру. Трагическая во многом биография поэта нанесла свой отпечаток на всю его лирику и особенно на любовную. Бродский скорее отвергал возможность идеального чувства, в чем очень схож, из поэтов первой половины XIX века, с Лермонтовым. В его стихотворениях боль разлуки, расстояние заметнее, чем «слияние душ», чем чистое и искреннее чувство. Несоединение в реальной жизни порождает мечты о возможности взаимной любви, которые по своей сути являются обманом.

Библиография
Бродский И.А., Новые стансы к Августе, стихи к М.Б., 1962-1982гг, Спб., изд-во «Азбука-классика», 2006
Бродский И.А., Части речи, избранные стихотворения, 2-е издание, Спб, изд-во «Азбука-классика», 2006
Иосиф Бродский: стратегии чтения, Российский государственный гуманитарный университет, материалы международной научной конференции 2004 года в Москве, научное издание. М., 2005;
Лосев Л., Опыт литературной биографии, серия «Жизнь замечательных людей», М., 2006.
Полторацкая А.Ю., Поэзия И.А.Бродского и русская балладная традиция. Автореферат диссертации … кфн. М., 2006;
Ранчин А. «На пиру Мемозины», интертексты Бродского // Новое литературное обозрение, М. 2001.
Русская литература XX век, учебник для общеобразовательных учебных заведений, 3-е издание, 2 часть, М., изд-во «Дрофа», 1998;
Уланов А.М., «Опыт одиночества: Иосиф Бродский».
Штерн Л., «Ося, Иосиф, Joseph Бродский» // «Независимая газета», 2001.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Фотографии

Здесь вы можете найти список докладчиков и тем докладов, сделанных на Дне науки
      в 2007 году
      в 2006 году
      в 2005 году
      в 2004 году
      в 2003 году
      в 2002 году
      в 2001 году


"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной". Подробнее...