Голубева Маргарита (8 класс), «Изображение конца света и Страшного суда в древневерхненемецкой поэме «Муспилли» и в русских духовных стихах».
Семинары: «Экскурсы в немецкую литературу» (руководитель - Притворова Мария Геннадьевна), «Жанры русского фольклора (от сказки до страшилки)» (рукодоводитель - Горшкова Елена Николаевна).

В русском фольклоре есть особый жанр - духовные стихи. К нему относятся разнообразные в жанровом отношении произведения народного творчества - от развернутых повествований до небольших лиро-эпических и лирических песнопений, объединенные религиозными сюжетами. Одна из групп духовных стихов - стихи о Страшном Суде.
"Муспилли" - памятник древней немецкой духовной поэзии о конце света, записанный на древневерхненемецком языке в IX веке. Само слово muspilli связано с древнеисландским Muspell - именем великана из "Старшей Эдды" и является ингвеонским заимствованием. Древнесаксонское mutspelli, как и родственные германские варианты, является композитом: его первая часть родственна таким словам как др-исл. mund 'момент времени', munda 'стремиться', готск. mundon 'обращать внимание', mundrei 'цель', д.-в.-н. muntari 'бодрость' - с семантическим развитием 'цель, к которой стремятся' - 'точка в пространстве или времени', а вторая - др-исл. spilla, др-англ. spildan, spillan, др-сакс. spildian, д.-в.-н. spildan 'разрушать, уничтожать, убивать' [Топорова, 54].
В русских духовных стихах о Страшном суде и "Муспилли" рассказывается о втором пришествии Христа и суде над всеми людьми. В настоящем докладе сопоставляются сюжеты "Муспилли" и духовных стихов и способы изображения в них конца света и Страшного суда.

Хронология повествования

Сохранившаяся часть поэмы "Муспилли" начинается с сюжета о смерти одного человека и сражении ангельского войска с дьявольским за его душу. В большинстве духовных стихов этот сюжет отсутствует.
Далее в "Муспилли" описываются счастливая жизнь в раю и муки ада. Некоторые духовные стихи начинаются с описаний ада и рая, но во многих случаях об этом рассказывает судья в середине стиха. Сами же описания в обоих произведениях имеют общие черты.
Затем и в духовных стихах, и в "Муспилли" рассказывается о сражении антихриста и Ильи Пророка, после которого наступает Пожар Земли.
В "Муспилли" после этого следует отступление о земной жизни до Страшного суда, за ним - описание Суда и его начало. Духовные стихи чаще сразу продолжаются началом Суда (в некоторых случаях начало Суда идет перед сражением).
Продолжение "Муспилли" обрывается на пришествии Христа. В духовных стихах же за пришествием следует Суд, диалог Христа (и/или других участников Суда - архангелов, Богородицы) с праведниками и грешниками, изгнание грешников в ад и - во многих случаях - молитвенное окончание.

Художественное изображение

Ад

Ад в духовных стихах изображается подробнее, чем рай. Муки описываются очень детально. В одном из стихов, записанном в Смоленской губернии, так рассказывается об аде:

Изготовлены вам муки различныя:
Пьяницы изыдут в смолы кипучия,
Блудницы изыдут во змеи во лютыя,
Еретники и клеветники изыдут в треисподния,
В ад, муки, в тартарары;
Душегубы и разбойники
Изыдут во мразы во лютые;
Сребролюбцы, грабители
Изыдут в пропасти неисповедимыя;
Смехотворцы и глумотворцы
Изыдут в скрып зубный,
И муку, и плач неутешимый;
Скоморохи и плясуны
Изыдут в огни неугасимы;
Немилостивы ростовщики
Изыдут во черви неусыпляющие! [Бессонов, V, №504, с.199-205. Из собрания П.В. Киреевского. Запись в Гжатском уезде. Смоленской губернии. Цит. по: Федотов]

В "Муспилли" ад также изображен подробнее. Эта детальность в описаниях ада носит назидательный характер.

Рай

Описание рая в духовных стихах относительно небольшое. Рай похож на земную жизнь, обязательно счастливую, со всеми земными благами:

Готово вам есть царство небесное,
Готова вам пища райская
Одежда во веки неизносимая
И птица райская
Во веки вам на утешение! ["О нынешнем веке и будущем". Цит. по: Селиванов]

В "Муспилли" жизнь в раю также представляется похожей на земную:

Там Жизнь без Смерти, Свет без Тьмы,
житье без забот: там никто не болеет.
Ибо если кто достоин жить в раю,
то получает дом на небесах, о нем хорошо заботятся.

Сражения и пожар

И в духовных стихах, и в "Муспилли" присутствует сражение Ильи с антихристом. Однако в "Муспилли" присутствует еще одно сражение - ангельское войско борется с дьявольским за душу человека. В данном случае видно влияние на произведение традиции изображения решающих исторических событий. В прошлом решающие битвы начинались со сражения двух воинов из вражеских войск. Считалось, что победит то войско, воин которого одержал победу в этом бою. В "Муспилли" со стороны ангельского войска - Илья, со стороны дьявольского - антихрист. Пожар начинается, как только капля крови Ильи попадет на землю (и в духовных стихах, и в "Муспилли").

Суд

Страшный суд начинается в обоих произведениях одинаково - живые и мертвые, восставшие из гробов, отправляются на него. В духовных стихах людей созывает звук золотой трубы архангела Михаила. В "Муспилли" говорится не так конкретно:

Когда зазвучит небесный рог,
люди отправятся по дороге,
по которой вместе пойдут живые и мертвые…

Пришествие Христа похоже по описанию и в "Муспилли", и в духовных стихах - сначала ангелы приносят Крест, на котором Его распяли, а потом приходит Он Сам (иногда в духовных стихах ангелы приносят Престол вместо Креста, иногда - и Престол, и Крест). Присутствуют на Суде люди и Иисус. В духовных стихах на нем появляются архангел Михаил и Богородица, в "Муспилли" - круг ангелов и святых.

Особенности произведений

"Муспилли"

"Муспилли" имеет много древних германских черт, в том числе языческих. Это отражается в лексическом составе поэмы: в ней встречаются кеннинги (Бог - "Правящий небом" (der himiles kiuualtit), "Великий Кунинг"). Вселенную называют mittilagart - Средний мир, Мидгард - это же название мир людей носил в скандинавской мифологии.
Сюжет поэмы имеет германские параллели. Так, в "Прорицании вельвы", одной из песен "Старшей Эдды", есть сюжет о конце света, близкий к сюжету "Муспилли".
В 44 строфе "Прорицания вельвы" волк Фенрир вырывается из оков - это можно сравнить с приходом антихриста на Землю; в 46 - Хеймдалль трубит в рог Гьяллархорн, возвещая о конце - в "Муспилли" люди отправляются на Суд, когда слышат звук небесного рога.
Далее, в 53 строфе, в сражение с Фенриром вступает Один - это сопоставимо со сражением Илии с антихристом. Бой Фенрира и Одина оканчивается поражением последнего в 56 строфе, а бой Ильи и антихриста - ранением Ильи.
После этого в 57 строфе песни описывается Пожар Земли, который следует после сражения и в "Муспилли".
Название поэмы - "Муспилли" - родственно имени великана Муспелля, который упоминается в 51 строфе (см. выше).

Духовные стихи

Духовные стихи о Страшном суде многочисленны, и поэтому вариантов, подробностей и деталей в них очень много. Некоторые из них не складываются в цельное повествование, в некоторых отсутствуют важные части, некоторые имеют форму молитвы.

Заключение

Об источниках сюжета существует много версий - например, Хайнц Отто Бургер [Burger, 51] соотносит сюжет "Муспилли" с англосаксонской поэмой "Christ III". Помимо этого, некоторые ученые в качестве одного из возможных источников называют ирландскую духовную поэзию.
"Муспилли" древнее духовных стихов и хранит яркие следы языческих представлений. Духовные стихи записаны позже, поэтому их текстов существует много и в них больше христианских черт, а "Муспилли" - одно из немногих дошедших до нас произведений на немецком языке о конце света.
Как считается, у "Муспилли" есть автор, однако его имя неизвестно, а духовные стихи о Страшном суде - жанр фольклора. Однако и их сюжеты в целом, и отдельные детали повествования очень близки, что объясняется общим христианским сюжетом, влиянием на канонический сюжет языческих представлений и христианских апокрифов.

Список использованной литературы

  1. Бессонов И.А., "Грядущее уничтожение мира огнем/водой в народных легендах о конце света" // Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов", секция "Филология". М., 2007 год, стр.286 - 287.
  2. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи. Марийский государственный университет, 1995.
  3. Топорова Т.В., "Древнегерманская космогония: язык и миф". Lewston - Queenston, 1999.
  4. Федотов Г.П. Стихи духовные. М., 1991.
  5. Annalen der deutschen Literatur. Geschichte der deutschen Literatur von den Anfängen bis zur Gegenwart. Eine Gemeinschaftsarbeit zahlreicher Fachgelehrter. Hrsg. von Heinz Otto Burger. Stuttgart, 1952.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Фотографии

Здесь вы можете найти список докладчиков и тем докладов, сделанных на Дне науки
      в 2007 году
      в 2006 году
      в 2005 году
      в 2004 году
      в 2003 году
      в 2002 году
      в 2001 году


"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной". Подробнее...