Михаил Ларионов и Наталия Гончарова

Из воспоминаний Ю. Анненкова (1)

Из воспоминаний Ю. Анненкова (2)

Марина Цветаева. Наталия Гончарова (1)

Марина Цветаева. Наталия Гончарова (2)

Марина Цветаева. Наталия Гончарова (3)




Из воспоминаний Ю. Анненкова (1)

Наталия Гончарова, происходившая по прямой линии от семьи Наталии Гончаровой, жены Александра Пушкина, родилась в Тульской губернии, в имении своей бабушки, которое находилось, по соседству с толстовской Ясной Поляной. Ларионов родился в Тирасполе. Первое совпадение: они оказались сверстниками: дата их рождения – 1881-й год. Второе совпадение: оба они, в десятилетнем возрасте, в 1891 году, переселились в Москву. Третье совпадение: оба поступили там в Школу Живописи, Ваяния и Зодчества. Эпилог этих совпадений: Гончарова стала женой Ларионова. Но если Ларионов в названной школе вошёл в живописный класс, Гончарова, одновременно с живописью, изучала также скульптуру <...>. В целом, развитие их искусства шло параллельными путями и у обоих подразделялось на три основные периода. Первый из них, с ранней юности до 1900-го года, был близок к народной живописи и к лубку. Предметная, фигуративная живопись. Но вскоре они начинают свои поиски более отвлечённых форм и с каждым годом всё резче отходят от реализма, особенно укрепившегося в России в эпоху «передвижничества» <...>.

1909-й год стал решающим в артистической биографии Ларионова и Гончаровой и в судьбах искусства вообще: оба выставили в этом году картины, положившие основание первому абстрактному течению, получившему название «Лучизм» (термин Ларионова): «беспредметные» образы линейных устремлений, скрещиваний, метаний, вызывающие ощущение динамики лучей, пронзающих стихию красочных пятен, красочного хаоса. Правда, справедливость требует отметить, что ещё в 1907-м году литовский живописец Чюрлёнис сделал уже попытку отойти от «предметности» и дать на холсте отвлечённую, абстрактную симфонию красок, линий и форм. В этом смысле Чюрлёнис должен считаться предвозвестником и пионером абстрактной живописи. Он умер в 1911-м году. Но «лучизм» был первым твёрдым шагом в этом направлении и привлёк к себе значительное внимание художников.

Свою первую абстрактную картину, озаглавленную «Стекло», Ларионов выставил в 1909-м году, но она не продержалась на выставке более одного дня. «Лучистые» картины Ларионова и Гончаровой стали обильно появляться затем на нашумевших выставках «Бубновый валет» <...> (1910) и «Ослиный хвост» <...> (1913), основанных этими художниками.

В манифесте «лучизма», опубликованном в 1912-м году, Ларионов утверждал, что теперь начинается настоящая самостоятельность живописи и её новое зарождение на основе её собственных законов. Нужно, чтобы живопись нашла правящий закон цвета, как музыка нашла свою самостоятельную жизнь в звуке. Первым увлечением Ларионова и Гончаровой, как я уже говорил, был лубок, простонародное декоративное искусство, и именно его примитивные формы и образы привели этих художников к абстракции. Эволюция вполне естественная, логичная, лишённая какого бы то ни было снобизма.

Имена Ларионова, как и Гончаровой, остаются хронологически на первых местах в этой революции художественной культуры. О Наталии Гончаровой ещё в 1913 году Сергей Дягилев рассказывал одному французскому писателю и биографу деятелей искусства: «Наиболее замечательным авангардным художником (в России) является женщина: её имя – Наталия Гончарова. В последнее время она выставила семьсот своих холстов, представляющих лучи, и несколько панно, каждое – по сорок квадратных метров. Располагая только маленьким ателье, она пишет эти панно отдельными небольшими кусками, которые соединяет в одно целое только в выставочных залах».

Если в 1943-м году В. Кандинский писал, что «первый порыв эпохи, в которой мы живём, проявился в импрессионизме и особенно в творчестве Сезанна», то эта фраза прозвучала уже анахронизмом и была, по существу, неправильной. Импрессионизм (с включением в него Вюйяра и Боннара), Сезанн и Ван Гог – были заключительной фазой прошлой эры, эры иллюстративного искусства. Новая эра автономного, независимого искусства заявила о себе в конце первого десятилетия нашего века: это было похоже на ряд почти одновременно вспыхнувших пожаров. Одним из русских – и самых первых (после попыток Чюрлёниса) – пожаров был «лучизм» Ларионова и его жены Гончаровой. Через три года после зарождения «лучизма» пришёл к абстракции Василий Кандинский и вслед за ним швейцарец Ганс Арп, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне, русские Казимир Малевич и Владимир Татлин и множество других художников во всех частях света. В искусстве произошёл решительный раскол: искусство фигуративное и искусство абстрактное, причём с годами новая форма стала занимать всё более господствующее положение в глазах ценителей искусства, а также – его историков, теоретиков и музейных деятелей.

Из воспоминаний Ю. Анненкова (2)

В 1914 году, переехав в Париж, Ларионов и Гончарова показали свои произведения в одной передовой галерее. В предисловии к каталогу поэт Аполлинер говорил, что «рафинированное искусство лучизма является наиболее свободным и наиболее новым выражением современной русской художественной культуры». Наиболее патетический, экспериментальный период искусства Ларионова (лучизм), отнюдь не утративший своего исторического значения и художественной ценности, имел почти эпизодический характер. Если, однако, вне затронутых выше проблем, но попросту, по-интимному подойти к произведениям Ларионова, особенно к его позднейшим вещам, то неожиданное качество откроется зрителю: музыкальность ларионовского мастерства, достигшего с годами большой и очень индивидуальной ясности. Отстояв на передовых позициях правоту и жизненность беспредметного искусства и вернувшись в изобразительную живопись, Ларионов как бы решил договорить то, что прошлое, прерванное натиском новых сил, не успело сказать: post scriptum к законченному письму. Но изобразительная живопись Ларионова стала уже неосязаемой, бесплотной. Вещи в его натюрмортах не более чем отказ от их вещественности; его обнажённые женщины только начальная ступень человеческих форм, только предисловие к ним; его девушки в саду лишь намёки на девушек в призраках сада; случайные совпадения мазков похожи на платья каких-то вчера или третьего дня припомнившихся и снова забытых лет, и краски монохромны и бесцветны, как сон. Предметность этих холстов и акварелей Ларионова ещё беспредметней, чем абстрактный лучизм; они похожи скорее на звук, на прозрачное эхо, чем на живопись. Здесь начинается иррациональное или, вернее, нечто такое, что мы ещё не научились определять точными словами. Очевидно лишь одно: задержавшись перед картиной Ларионова, зритель превращается в слушателя. Трудно сказать, произошло ли это оттого, что, работая долгие годы в балете, Ларионов пропитался музыкальной стихией; но как бы то ни было, весь поздний Ларионов – в этой тайне.

Творческая энергия Ларионова и Гончаровой не позволила им, однако, остаться исключительно в пределах станковой живописи, и вскоре начинается их увлечение искусством театральной декорации, преимущественно для балетных постановок. Уже в 1914-м году, сразу же после их переезда в Париж, Гончарова, по предложению С. Дягилева, создала декорации и костюмы для балета «Золотой Петушок», поставленного Михаилом Фокиным на музыку Н. Римского-Корсакова <...>.

Зима 1912–1913 годов была полна для Ларионова интересными событиями и кипучей деятельностью. Готовился выпуск монографии «Наталия Гончарова и Михаил Ларионов», а также «Лучисты и будущники». Многое для этих сборников было написано им самим. Иногда Наталия Сергеевна при наших встречах у них в мастерской, зная его общительный характер и способность увлекаться собеседником, посылала его наверх, в его комнату, чтобы он имел возможность собраться с мыслями и написать задуманное для этих книг. Кажется, именно в эту зиму им была поставлена футуристическая кинокартина. Стержень её фабулы заключался в том, что художник-футурист полюбил девушку так беззаветно, что забыл свои «футуристические обязанности». Каковы они были, точно неизвестно, но такое растворение в чувстве было найдено его товарищами недостойным. Он предстал перед трибуналом. Чем окончилась картина, я не помню, но в ней был один драматический эпизод: девушку, вероятно, возлюбленную героя-несчастливца, выбросили обнажённую на снег. Для этого была организована поездка в Петровский парк после обильного снегопада. Разумеется, чтобы уберечь самоотверженную актрису (это была молодая балерина) от простуды, были приняты все меры – тёплые шубы, коньяк и т.д. Это было что-то вроде шуточной мелодрамы, на которую не смотрели серьёзно. Кроме того, так как играли в ней те, которым были не знакомы условия съёмки, а режиссуры в этом смысле не было, то многие кадры были сняты слабо, актёры жестикулировали слишком быстро, и условия освещения были также мало пригодны. Заканчивая картину финальным эпизодом, Ларионов ловил апельсины, которые в него бросали. Вообще, это была шутка между серьёзными делами. Для этой кинокартины Ларионов разрисовал лица некоторых персонажей. Это понравилось, и одно время в Москве появлялись люди с раскрашенными лицами. Здесь были буквы, различные фигуры, линии, знаки. Газеты писали об этом как о новом безобразии футуристов. С этим связан один эпизод тогдашней эпохи: на студенческом собрании в Училище живописи, где обсуждались вопросы о выставке, вошедший с Михаилом Федоровичем Маяковский (тогда ученик Училища), попросив слова, провозгласил своим великолепным голосом: «Присутствующий здесь Михаил Федорович Ларионов предлагает расписать председателя». Смех всего зала.

Ю. Анненков, 1991

Марина Цветаева. Наталия Гончарова (1)
(Русские работы. Отрывки из очерка)

Жизнь Гончаровой естественно распадается на две части: Россия и После-России. Не Россия и эмиграция. Как любимое дитя природы и своего народа, этой трагической противоестественности избежала. Первая Европа Гончаровой, с возвратом, в 1914 г. Вторая, затяжная, в 1915 г. Выехала в июне 1915 г., в войну, по вольной воле. Второе счастье Гончаровой – как в этой жизни виден перст! – счастье, которого лишены почти мы все: жадное ознакомление с Россией в своё время, пока ещё можно было, и явное предпочтение её, тогда, Западу (большой деревни России – большому городу Западу). <...>

Гончарова России и Гончарова После-России. Мне такое деление кажется самым простым, самым естественным – сама жизнь. Ибо как делить – если делить? Недаром Гончарова свою жизнь считает по поездкам. <...>

Жизнь первой Гончаровой протекает в трёх местах: Москва, Средняя Россия, Юг России. Как и чем откликнулась? Проследим по вещам. Москва есть, но Москва деревенская: московский дворик, переулочек, светёлка в мезонине, московский загород. Не видав других, Москву считала городом; город же возненавидела, как увидела, а увидела Москву. <…> «Где между камнями травка – там хорошо, а ещё лучше совсем без камней». Кроме того, Москва для неё зима, а зиму она ненавидит, как тот же камень, не дающий расти траве. Таково сочувствие Гончаровой-подростка траве, что она, видя её под камнем, сама задыхается. <...>

Чего больше всего в русских работах Гончаровой? Весны. Проследим перечень вещей с 1903 г. по 1911 г. Весна... через четыре вещи – опять весна, ещё через три – ещё весна. И так без конца. И даже слово другого не хочет знать. – Видели гончаровскую весну? – Которую? – Единственный ответ, и по отношению к Гончаровой, и по отношению к самой весне – вечную.

Гончарова растёт в Тульской губернии, в Средней России, где, нужно думать, весна родилась. Ибо не весна – весна северная – северная весна, не весна – крымская – крымская весна, а тульская весна – просто весна. Её и пишет Гончарова.

Что вообще пишет Гончарова в России? Весну, весну, весну, весну, весну. Осень, осень, осень, осень, лето, лето, зиму. Почему Гончарова не любит зимы, то есть, всё любя, любит её меньше всего? Да потому, что зима не цветёт и (крестьянская зима) не работает.

Времена года в труде, времена года в радости. Жатва. Пахота. Посев. Сбор яблок. Дровокол. Косари. Бабы с граблями. Посадка картофеля. Коробейники. Огородник – крестьянские. И переплетённые с ними (где Бог, где дед? где пахарь, где пророк?) иконные: Георгий, Варвара Великомученица, Иоанн Креститель (огненный, крылатый, в звериной шкуре), Алексей человек Божий, в белой рубахе, толстогубый, очень добрый, с длинной бородой, – кругом цветущая пустыня, его жизнь. Из крестьянских «Сбор винограда» и «Жатва» идут от Апокалипсиса. Маслом, величиной в стену мастерской.

К слову, створчатость большинства гончаровских вещей, роднящая Гончарову с иконой и ею в живопись введённая первой, идёт у неё не от иконы, а от малости храмины. Комната была мала, картина не умещалась, пришлось разбить на створки. Напрашивающийся вывод о благе «стеснённых обстоятельств». <...>

Начаты Евангелие и Библия, и мечта о них по сей день не брошена, но... «чтобы осуществить, нужно по крайней мере год ничего другого не делать, отказаться от всех заказов...». Если бы я была меценатом или страной, я бы непременно заказала Гончаровой Библию.

Кроме крестьянских и иконных – натюрморты. <...> Писала – всё. Старую шляпу, метлу, кочан капусты, когда были – цветы...

Марина Цветаева. Наталия Гончарова (2)
(Русские работы. Отрывки из очерка)

В 1914 году Гончарова впервые едет за границу. Везут с Ларионовым и Дягилевым пушкинско-гончаровского-римско-корсаковского-дягилевского «Золотого петушка». <...> «Декорации, танец, музыка, режиссура – всё сошлось. – Вспоминает Гончарова. – Говорили, что – событие». <…> Послушаем и одного из её современников.

«Самый знаменитый из этих передовых художников – женщина: имя её Наталья Гончарова. Она недавно выставила семьсот холстов, изображающих «свет», и несколько панно в сорок метров поверхности. Так как у неё очень маленькая мастерская, она пишет кусками, по памяти, и всю вещь целиком видит впервые только на выставке. Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодёжь. Но самое любопытное – ей подражают не только как художнику, но и ей внешне. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Но это ещё ничто. Она нарисовала себе цветы на лице. И вскоре знать и богема выехали на санях – с лошадьми, домами, слонами – на щеках, на шее, на лбу. Когда я спросил у этой художницы, почему она предварительно покрыла себе лицо слоем ультрамарина, – Смягчить черты, – был ответ.

– Дягилев, Вы первый шутник на свете! – сказал С.
– Но я говорю простую правду. Каждый день можно встретить в Москве, на снегу, дам, у которых на лице вместо вуалеток скрещённые клинки или россыпь жемчугов. Что не мешает этой Гончаровой быть большим художником… Это ей я заказал декорации к «Золотому петушку» Римского-Корсакова, которого я даю этой весной в Опере, – прибавил Сергей Дягилев, отводя со лба завиток волос».
– Как Гончарова, сама природа, – и…
– А дикари, только и делающие, не природа?
– Но Гончарова – не дикарь!
– И дикарь, и дичок. От дикаря в ней радость, от дичка робость. Радость, победившая робость, – вот личные цвета Гончаровой. Ведь можно и так сказать: Гончарова настолько любит цвет, что собственное лицо обратила в грунт. Грунт, грунтовка и кажется, найдено: Гончарова сама себе холст!
Если бы Гончарова просто красила себе щеки, мне стало бы скучно. Так мне весело, как ей и всем тогда. – Пересол молодости! – Гончарова не морщины закрашивала, а… розы! Не красила а изукрашивала

Марина Цветаева. Наталия Гончарова (3)
(Русские работы. Отрывки из очерка)

Имя Ларионова несколько раз встречается в моём живописании. Хотела было, сначала, отдельную главу «Гончарова и Ларионов», но отказалась, поняв, что отделить – умалить. Как выделить в книге о Гончаровой Ларионова – в главу, когда в книге Гончаровой, её бытия, творчества, Ларионов с первой строки в каждой строке. Лучше всех моих слов о Гончаровой и Ларионове – о них – собственные слова Гончаровой о нём: «Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь всё знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я – его».

Живое подтверждение разности. Приношу Гончаровой на показ детские рисунки: ярмарку – несколько очень ярких, цветных, резких, и других два, карандашом: ковбои и танцовщица. Гончарова сразу и спокойно накладывает руку на ярмарочные. Немного спустя явление Ларионова. – «Это что такое?» И жест хищника – рукой, как ястреб клювом выклёвывает, выхватывает – ковбоев, конечно, – «Вот здорово! Может, подарите совсем? И это ещё». – Второй, оставленный Гончаровой.

Много в просторечии говорится о том, кто больше, Гончарова или Ларионов. – «Она всем обязана ему». – «Он всем обязан ей». – «Это он её так, без него бы...» – «Без неё бы он...» и т.д., пока живы будут. Из приведённого явствует, что – равны. Это о парности имён в творчестве. О парности же их в жизни. Почему расстаются лучшие из друзей?.. Один растёт – другой перерастает; растёт – отстаёт; растёт – устаёт. Не переросли, не отстали, не устали.

Не принято так говорить о живых. Но Гончарова и Ларионов не только живые, а надолго живые. Не только среди нас, но и немножко дальше нас. Дальше и дольше нас. <...>


Комментарий

сверстники – ровесники; люди, который родились в одном и том же году
ваяние – скульптура
зодчество – архитектура
лубок – народная картинка, вид графики; изображение с подписью, отличающееся простотой и яркостью образов
фигуративная живопись (искусство) – живопись, картины, на которых изображены фигуры, люди и предметы. Фигуративную живопись иногда называют предметной.
предвозвестниквысок. родоначальник, предшественник
          ? Знаете ли вы другие слова, построенные по той же словообразовательной модели?
нашумевшие (выставки) – выставки, о которых много писали и говорили
          ? Как вам кажется, какое зн. слова шуметь актуализировано в этом словосочетании?
рафинированный – изысканный
неосязаемый – лёгкий, воздушный, такой, который нельзя почувствовать, осязать
бесплотный – лёгкий, воздушный, не имеющий веса, плоти; плотькнижн. тело
станковая живописьтерм. живопись на холсте (в отличие от стенописи)
кипучая (деятельность) – активная
          ? Вспомните прямое зн. слова кипеть?
лучистыпоэт. от лучизм – одно из течений русской живописи начала ХХ в. Подробнее
          ?Лучизм, лучисты – слова заумного языка. Что они означают и как образованы?
будущникипоэт. слово заумного языка, син. футуристы, то есть поэты, художники будущего
          ? Как образовано это слово?
беззаветно (любить) – очень сильно
трибунал – суд
расписать – нанести декоративный узор на предмет (расписать ложки, посуду и пр.)
          ? Что значит расписать председателя? Как вы себе это представляете?
перст (божий) – высок. судьба; букв. палец руки
светёлкафольк. комната в деревенском доме
жатва, пахота, посев – названия крестьянских работ; дровокол, косарь, коробейник, огородник – названия крестьянских профессий
          ? Знаете ли вы эти профессии? Эти же слова использовала Гончарова для названия своих картин.
(писать) маслом – писать картины масляными красками
створчатость – от створка – часть, половинка (картины, холста, иконы). В русской иконописи существует тип иконы – складень. Складень состоит из нескольких складывающихся частей (створок), на которых располагаются композиционно завершенные самостоятельные сюжеты.
храминафольк. дом
стеснённые обстоятельства – затруднительное материальное положение
меценат – богатый покровитель наук и искусств
всё сошлось – всё получилось отлично, всё совпало
холсттерм. специально обработанная ткань, на которой художники пишут масляными красками
паннотерм. картина большого размера
кланяться – восхищаться
ультрамаринтерм. краска ярко-синего цвета
вуалетка – небольшая короткая вуаль (сетка на шляпе, закрывающая лицо)
дикарь, дичок – человек, живущий вне достижений цивилизации, первобытный человек; дичок – человек, который дичится, сторонится, стесняется людей
грунт, грунтовкатерм. специальная смесь, которую художники накладывают на холст перед тем, как начать писать на нём масляными красками
пересолразг. преувеличение
красить, закрашивать, изукрашивать
          ? Знаете ли вы разницу в зн. этих глаг.?
живописание – описание жизни.
          ? Подумайте, как образовано это слово.
умаливать/умалить – уменьшать/уменьшить
камертон – инструмент, с помощью которого настраивают музыкальные инструменты
          ? Как вы понимаете метаф. Ларионов – мой камертон?
отродясьпоэт. с детства. Вероятно, Цветаева обыгрывает устойчивое словосочетание отродясь не зналразг., прост. никогда не знал
просторечье – пустые разговоры, сплетни