Олимпиада школьников «Ломоносов» по русскому языку 2017 года

 

Внимание! Списки победителей и призеров олимпиады 2017 года размещены на сайте http://olymp.msu.ru.

 

Архив олимпиады

Задания отборочного и заключительного этапов олимпиады 2017 года

Анализ заданий отборочного и заключительного этапов олимпиады 2017 года

Задания отборочного и заключительного этапов олимпиады 2016 года

Анализ заданий отборочного и заключительного этапов олимпиады 2016 года

Задания заключительного этапа олимпиады 2015 года

Разбор заданий заключительного этапа олимпиады 2015 года

Задания отборочного этапа олимпиады 2015 года

Разбор заданий отборочного этапа олимпиады 2015 года

Задания заключительного этапа олимпиады 2014 года

Разбор заданий заключительного этапа олимпиады 2014 года

Задания отборочного этапа олимпиады 2014 года

Разбор заданий отборочного этапа олимпиады 2014 года

Задания заключительного этапа олимпиады 2013 года

5-6 классы

7-8 классы

9-11 классы (1 вариант)

9-11 классы (2 вариант)

Разбор заданий заключительного этапа олимпиады 2013 года

5-6 классы

7-8 классы

9-11 классы (1 вариант)

9-11 классы (2 вариант)

Задания отборочного этапа олимпиады 2013 года

Разбор заданий отборочного этапа олимпиады 2013 года

5-6 классы

7-9 классы

10-11 классы

Задания очного тура олимпиады 2012 года для учащихся 5-9 классов

Разбор заданий очного тура олимпиады 2012 года для учащихся 5-9 классов

Задания очного тура олимпиады 2012 года для учащихся 10-11 классов

1 вариант

2 вариант

Разбор заданий очного тура олимпиады 2012 года для учащихся 10-11 классов

1 вариант

2 вариант

Задания заочного тура олимпиады 2012 года

Разбор заданий заочного тура олимпиады 2012 года

Задания очного тура олимпиады 2011 года

Разбор заданий очного тура олимпиады 2011 года

Задания заочного тура олимпиады 2011 года

Разбор заданий заочного тура олимпиады 2011 года

Рекомендации по подготовке

Литература для подготовки к олимпиаде «Ломоносов» по русскому языку

О заданиях олимпиады

Задания олимпиады 2009-2010 гг. и их разборы

Контактная информация оргкомитета олимпиады «Ломоносов» (по всем предметам)

Контактная информация оргкомитета олимпиады «Ломоносов» по русскому языку

 

Рекомендации по подготовке

 Для успешного выполнения заданий олимпиады необходимо прежде всего повторить весь программный материал по всем разделам курса, начиная от фонетики и заканчивая синтаксисом, проблемами текста и культуры речи. Нужный материал можно найти в школьных учебниках, но там многие вопросы освещены не в полном объеме и недостаточно глубоко (ведь школьные учебники ориентированы на всех без исключения учащихся). Кроме того, при изучении русского языка в 5-9 классах на многие важные стороны просто не обращается должного внимания (например, проблема соотношения звучащей и письменной речи, соотношения звука и буквы, принципы определения состава слова, способа словообразования, грамматические характеристики слов разных частей речи и их способы выражения и др.). Поэтому при подготовке к олимпиаде следует воспользоваться учебными материалами, предназначенными для учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. Но недостаточно просто знать этот материал. Его надо глубоко осмыслить, понять и уметь применять при выполнении заданий.

Например, задание о признаке одушевленности/неодушевленности существительных. Названные слова надо охарактеризовать по этому признаку и указать, каким способом (какими способами, если их несколько) этот признак выражается у каждого слова. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо знать, что он выражается формой винительного падежа (его соотношением с именительным и родительным). Опираясь на это положение, можно опытным путем (анализируя слово в разных контекстах, учитывая форму прилагательного при нем в соответствующих падежах), установить, как проявляется признак одушевленности/неодушевленности у каждого из предложенных для анализа слов. Полнота и правильность выполнения этого задания во многом зависит от общей эрудиции, от умения подобрать правильные контексты, в которых выявляется этот признак. То есть надо творчески подойти к решению поставленной задачи, проявить способности самостоятельного поиска ответа на задание.

Приступая к выполнению, например, такого задания, как «почему нельзя утверждать, что буквы и, е, ё, ю, я после согласных всегда обозначают гласный звук и мягкость предшествующего согласного», необходимо обратить внимание на то, что в целом положение о том, буквы и, е, ё, ю, я после согласных обозначают гласный звук и мягкость предшествующего согласного, не отрицается, но акцент в задании делается на наречие всегда. Следовательно, задача заключается в том, что надо найти те орфограммы, когда эти буквы после согласных действительно не указывают на мягкость согласного. И в этом случае от участника требуются не столько теоретические знания, сколько способность самому в огромном объёме материала найти нужные примеры, их обобщить и представить в наиболее полном виде. В этом и заключается возможность проявить свое языковое чутье, языковую интуицию.

Разнообразные задания, в которых предлагается произвести определенные операции со словами, словосочетаниями, предложениями, фразеологизмами, определенные замены, тем легче выполняются, чем выше степень владения русским языком, его языковыми нормами, его богатством. Поэтому для успешного участия в олимпиаде по русскому языку надо много читать, хорошо знать русскую литературу, читать научно-популярную литературу по русскому языку, его истории, этимологии. Постоянно пользоваться лингвистическими словарями. Надо научиться задавать самому себе вопросы: «А почему мы говорим и пишем так, а не иначе? Как произошло это слово? А что оно значит? Почему одни существительные изменяются по числам (число непостоянный признак), а другие нет (число постоянный признак)?» Таких вопросов тысячи. И надо искать и находить на них ответы. И тогда успех на олимпиаде Вам обеспечен.

И еще один практический совет: необходимо очень внимательно прочитать задание, понять его, вникнуть в его суть. Это поможет не допустить досадных ошибок и неточностей.

 

О заданиях олимпиады

Основная цель олимпиады «Ломоносов» по русскому языку заключается не только в том, чтобы определить уровень знаний по русскому языку (степень лингвистической компетентности школьников), но и в том, чтобы выявить среди участников наиболее способных, имеющих высокий уровень лингвистической подготовки, обладающих лингвистической интуицией, имеющих определенные навыки филологического исследования и проявивших творческий подход при ответе на задания. Кроме того, олимпиада должна способствовать пропаганде гуманитарных научных знаний среди молодежи; воспитывать интерес к русскому языку, его изучению как сложной, постоянно развивающейся системы, одной из основной функций которой является коммуникативная. Она должна способствовать воспитанию любви к русскому языку, языку, на котором созданы высочайшие произведения русской литературы,

Олимпиадные задания составляются в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации стандартами среднего общего образования и учебными программами, разработанными на их основе. Они охватывают все разделы курса русского языка: фонетику, графику, морфемику, словообразование, морфологию, синтаксис, лексику, фразеологию, а также орфографию и пунктуацию.

Необходимой базой для успешного выполнения заданий олимпиады является знание языкового материала:

- по фонетике и графике: участники должны показать понимание различий между звучащей и письменной речью, указать возможные соответствия между буквой и звуком, различные способы обозначения на письме одного звука, показать знание орфоэпических норм, их вариативность, их изменение во времени;

- по морфемике: знать виды морфем, уметь их вычленять в словоформе, иметь представление об изменении морфемного состава слова в процессе исторического развития;

- по словообразованию: знать основные способы словообразования слов в русском языке, основные словообразовательные средства; уметь правильно найти производящую основу (указать, от какого слова или словосочетания оно образовано на синхронном уровне);

- по морфологии: знать систему частей речи, принципы их выделения; уметь анализировать грамматические категории каждой части речи;

- по синтаксису: знать основные единицы синтаксиса, их характерные черты; уметь анализировать синтаксические единицы;

- по лексике: иметь представление о лексике как о системе, об основных этапах ее развития, об изменении лексического состава языка; уметь определять значение (значения) слова, устанавливать наличие синонимических, антонимических отношений между словами;

- по фразеологии: иметь представление о фразеологизмах, их отличии от свободных словосочетаний; уметь определять значение фразеологических единиц, уметь подбирать к ним лексические эквиваленты.

Но проверка уровня теоретической лингвистической подготовки школьника, его знания и понимания основных понятий и терминов современной филологической науки - это не единственная задача олимпиады.

С этой задачей успешно справлялся традиционный экзамен по русскому языку, в течение многих лет проводившийся на вступительных экзаменах: он позволял принять на факультет наиболее подготовленных абитуриентов, способных с первых же дней обучения на первом курсе включиться в учебный процесс и способных усваивать материал сложных филологических дисциплин. Недостаток традиционного экзамена заключался в том, что он не требовал от абитуриентов продемонстрировать свои творческие возможности, языковую интуицию.

К сожалению, даже очень хорошие результаты (высокий балл) ЕГЭ по русскому языку в его настоящем виде не свидетельствуют ни о глубоком владении языковым материалом, ни о способностях к самостоятельному анализу лингвистического материала.

Это объясняется тем, что, хотя задания ЕГЭ строятся на основе полной программы по русскому языку, экзаменационные материалы не ориентирует учащихся на полное и глубокое усвоение материала (практически в заданиях ЕГЭ отсутствуют вопросы по фонетике, графике; остальные разделы науки о языке представлены в них очень фрагментарно). ЕГЭ проверяет общий уровень знаний школьника по русскому языку и его речевые навыки в рамках необходимого минимума для всех выпускников средней школы. При этом в большей степени проверяются орфографические и пунктуационные знания и навыки выпускника и в меньшей степени – знание других разделов курса. Подавляющее число заданий уровней А, В и некоторые задания уровня С представлены в виде тестов: экзаменующемуся предлагается выбрать правильный/ые или неправильный/ые ответы из числа предложенных. Перед ним не стоит задача обосновать своей ответ. Такие задания не требуют, да и не позволяют, продемонстрировать умение рассуждать, анализировать, аргументировать свой ответ, точно и грамотно сформулировать свое решение. Не зная правильного ответа, учащиеся зачастую пользуются методом «тыка», надеясь на случайное попадание. И правильный ответ в этом случае вряд ли можно считать результатом проявления лингвистического чутья, интуиции.

Возможно, такой вариант проверки знаний по русскому языку и достаточен для всех выпускников средней общеобразовательной школы, но он явно недостаточен для оценки знаний выпускника, претендующего на поступление на факультеты филологического профиля.

Олимпиада может и должна решить обе задачи - проверить уровень теоретической лингвистической подготовки школьника, проверить знание и понимание основных понятий и терминов современной филологической науки, определить, насколько глубоко усвоен программный материал, и в то же время выявить среди участников наиболее одаренных, обладающих языковым чутьем, умеющих анализировать, наблюдать, обобщать и т.д.

Совершенно очевидно, что успех олимпиады для организаторов и участников во многом зависит от структуры и содержания конкурсных заданий.

Олимпиадные задания формулируются таким образом, что участники олимпиады, опираясь на теоретические знания, должны продемонстрировать умение работать с языковым материалом: анализировать его; устанавливать смысловые и структурные связи между единицами одного уровня или разных уровней, выявлять синонимические и омонимические отношения между языковыми единицами не только в лексике и фразеологии, но и в морфологии и синтаксисе; видеть возможность вариативности при анализе языкового материала разных уровней, проявить способность классифицировать языковые факты; из общего уметь путем сопоставления выделить частные случаи. Олимпиадные задания должны способствовать активизации и развитию творческих способностей учащихся. Они должны быть разнообразными и по содержанию (охватывать разные разделы курса) и по форме.

Наиболее распространенными являются задания, в которых предлагается произвести какие-либо операции с предложенными словами, словосочетаниями или предложениями и обосновать свое решение:

- дается некоторое количество слов, словосочетаний или предложений и предлагается их проанализировать (например, разделить на группы по предложенному основанию; или найти основание, по которому можно их классифицировать, и др.);

- данные слова, словосочетания или предложения предлагается заменить на синонимичные, омонимичные и пр.;

- на примере данных слов требуется определить, какими способами в языке выражается тот или иной грамматический признак;

- предлагается определить способ словообразования ряда слов и обнаружить особенности их словообразования, прокомментировать, в чем они заключаются;

- требуется определить, к какой части речи относятся предложенные слова (для анализа даются слова, принадлежащие к разным частям речи; определение их частеречной принадлежности обычно вызывает затруднение и требует определенного хода рассуждений).

Другой тип заданий:

- по дефинициям, взятым из словарей, определить значение слов;

- определить падеж и тип склонения существительных, поставить нужное окончание и объяснить, чем объясняется выбор и вариативность.

Задания такого типа могут быть предложены по всем разделам курса русского языка и охватить многие аспекты в рамках каждого раздела.

Удачными можно считать задания, в которых формулируется насколько вопросов: один более простой, на который может ответить большáя часть участников, а другой – более сложный, требующий более глубокого знания теории, понимания проблемы, языкового чутья.

Интересны задания, требующие привлечения для правильного ответа знания нескольких разделов курса русского языка (фонетика и морфология, морфемика и словообразование, морфемика и морфология, морфология и синтаксис и др.) и даже литературоведения, в частности стихосложения (фонетика и стихосложение).

Определенную сложность представляют задания, в которых приводится какое-либо утверждение, касающееся вопросов произношения, графики, орфографии и других разделов, и требуется его прокомментировать: доказать или опровергнуть, тем самым высказать свое понимание проблемы. Такого типа задания могут содержать и внепрограммный материал (напр., по истории русского языка, по этимологии, по истории лингвистической науки и пр.).

В заданиях очного тура олимпиады не должно быть вопросов, требующих только освещения какой-либо темы, проблемы или только демонстрации энциклопедичности знаний, а также вопросов по разделам, которые не изучаются в школе, так как в очном туре не допускается пользование никакими материалами, включая словари.

В задания заочного тура такого типа вопросы могут быть включены.

 

Задания олимпиады 2009-2010 гг.

Задания олимпиады «Ломоносов» по русскому языку 2010 года.

***

Разбор заданий олимпиады «Ломоносов» по русскому языку 2010 года.

***

Задания олимпиады «Ломоносов» по русскому языку 2009 года.

***

Разбор заданий олимпиады «Ломоносов» по русскому языку 2009 года.

 

Контактная информация оргкомитета

олимпиады «Ломоносов» (по всем предметам)

Портал олимпиады школьников «Ломоносов»: http://lomonosov.msu.ru/.

Е-mail: info@lomonosov.msu.ru.

 

Контактная информация оргкомитета

олимпиады «Ломоносов» по русскому языку

Адрес: Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус гуманитарных факультетов, 10-ый этаж, ауд. 1062 (местонахождение здания можно посмотреть на карте МГУ).

Телефон: 8 (495) 939-27-82.

Сайт: http://www.philol.msu.ru/~pk/lomonosovrus.html.

E-mail: lomonosovrus@philol.msu.ru.