Дополнительные вступительные испытания профильной направленности

Дополнительное вступительное испытание по литературе (письменно)

- требования, предъявляемые на дополнительном вступительном испытании по литературе (письменно)

- программа вступительного испытания по литературе (письменно)

- задания прошлых лет

Дополнительное вступительное испытание по иностранному языку (письменно)

 

Дополнительное вступительное испытание профильной направленности по литературе (письменно)

Дополнительное вступительное испытание профильной направленности по предмету «литература» (письменно) проводится для поступающих на направление подготовки «филология». Длительность дополнительного вступительного испытания – 4 часа.

 

Требования, предъявляемые на дополнительном вступительном испытании профильной направленности по литературе (письменно)

Письменная работа по литературе должна стать проверкой памяти и добросовестности абитуриента, показать его умение логически мыслить и связно излагать материал, выражать свои соображения по его поводу, способности видеть предмет в наиболее существенных чертах (общим планом) и в характерных деталях.

В МГУ всегда предлагаются на выбор три темы. Традиционно преобладают темы по русской литературе XIX века, но это не обязательное правило. Возможны и сопоставительные темы типа «Традиции Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина в сатире В.В. Маяковского». Так называемых свободных тем не бывает: работы по литературе должны быть оцениваемы по общим критериям.

Чтобы написать хорошую работу по литературе, нужно выполнить ряд условий относительно правильности понимания темы, полноты, глубины и самостоятельности ее раскрытия, полноты использования программного материала, понимания его художественной специфики, что выражается в использовании терминов теории литературы, и логики развития мысли абитуриента, стройности композиции работы.

Первое условие - прямой ответ строго на сформулированную тему. Даже если формулировка проста, необходимо, выбрав тему (или получив билет на устном экзамене по литературе), осмыслить ее, понять, о чем должна идти речь. Каждое слово в формулировке значимо. Например, тема «Образ казачества у М.А. Шолохова (по роману «Тихий Дон»)» неизмеримо сложнее, чем тема «Образы хуторян в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», и не только потому, что в этом случае нужно назвать гораздо больше персонажей. Образ казачества - собирательный. Здесь необходимо говорить о привычках, традициях и нормах жизни казаков, их психологии, особенностях поведения, речи и т. д., в основном о том, что их сближает и объединяет. Каждый признак этого коллективного образа должен иллюстрироваться на примере нескольких персонажей. Далее нельзя не сказать о том, что в «Тихом Доне» многовековой уклад казачьей жизни рушится и что это показано в романе как колоссальная народная трагедия. При раскрытии же второй темы достаточно сопоставить образы отдельных персонажей без их «раздробления» на отдельные признаки. Уже на этом уровне надо учитывать понятия теории литературы. Так, «Мотив борьбы в творчестве М.Ю. Лермонтова» - самая широкая по материалу тема, предполагающая разговор и о лирике, и о «Песне про царя Ивана Васильевича…», и о «Мцыри», и о «Герое нашего времени». Если то же самое, но в «поэзии», то привлечение прозаического романа будет грубейшей ошибкой. Если в «лирике», значит, без поэм. «Любовная лирика А.С. Пушкина» это не то же, что «Любовная тема в лирике А.С. Пушкина». В первом случае нужно писать об основных особенностях и содержания, и формы пушкинских стихотворений, во втором можно ограничиться только тематикой. А «Любовные мотивы в лирике А.С. Пушкина» это больше, чем основная тематика стихотворений, здесь желательно не забыть дружеское послание «К Чаадаеву» и элегии «Погасло дневное светило…», «Элегия»: в них есть важные любовные мотивы, хотя в целом эти стихотворения о другом.

Все лишнее, не работающее непосредственно на раскрытие именно данной темы, минус для работы по литературе. Некоторые считают, что чем больше сказано о писателе вообще, тем лучше, «добирают» объем. Напрасный труд: оценивается не количество страниц, а умение думать.

Некоторые непомерно затягивают отвлеченные «вступления». Kонечно, вступление должно быть, но опять-таки оно должно иметь отношение именно к данной теме, чтобы такого вступления не могло быть ни к какой другой. Работы, в которых анализируются «Ревизор» и «Мертвые души», нельзя начинать одинаково, тем более словами о николаевской реакции (которая была совсем не одна и та же, скажем, во второй половине 20-х годов, в 30-е или в пору «мрачного семилетия» 1848-1855 годов).

Полезно, выбрав тему своей работы, придумать несколько похожих тем и сопоставить их. Тогда своеобразие предложенной темы станет очевидным и абитуриент не напишет работу на пусть близкую, но все-таки другую тему.

Если работа по литературе пишется сразу по нескольким произведениям (это в основном поэзия), возникает второе условие, дополняющее первое, полнота использования материала, входящего в программу и относящегося к данной теме. Весь список надо знать назубок, если что-то забыто это минус для работы по литературе. Программа требует знания творческого пути каждого писателя, поэтому желательно упоминание (перечисление) произведений, которые относятся к теме и изучаются в школе, но программой для разбора не рекомендованы. Хорошо было бы в начале работы о «Капитанской дочке» Пушкина упомянуть о разработке темы крестьянского восстания в предыдущих произведениях, прежде всего в «Борисе Годунове» и «Дубровском». Еще в большей мере это касается непрограммных лирических стихотворений. Речь идет лишь об их упоминании. Подробный их анализ, естественно, тоже не запрещен, но требования в этом случае предъявляются такие же, как при разборе программных произведений. Вообще, раскрытие тем на примере ряда произведений может быть экстенсивным и интенсивным. У обоих способов свои преимущества. Первый позволяет сделать акцент на типологии, на стройной систематизации большого количества произведений, второй позволяет ограничиться программными произведениями, но с очень подробным, разносторонним разбором. Возможен синтетический способ: несколько стихотворений разобрать, другие, близкие к ним, перечислить. Но в той или иной мере анализ текстов необходим даже при широком экстенсивном подходе.

Третье условие использование теоретико-литературных понятий, знание которых предусмотрено программой. Они перечисляются сразу же, на ее первой странице. Надо всегда отдавать себе отчет в том, что речь идет о художественной литературе, а не о реальных людях, даже если это толстовские Наполеон и Кутузов. Такие термины, как «образ», «герой», «характер», «тип», «композиция», «сюжет» с его элементами и т. д., нужны для раскрытия почти любой темы. При анализе стихов чаще, чем при анализе прозы, понадобится говорить о сравнениях, антитезах, эпитетах, метафорах, гиперболах. Ни одна работа о поэзии А.А. Блока не может быть написана без использования понятия «символ». Чем больше привлечено соответствующих теме терминов, тем лучше. Они придают анализу логичность и дисциплинируют мысль. Обдумывая тему, полезно заранее «прикинуть», какие термины понадобятся для ее раскрытия. Естественно, их надо правильно употреблять. Бывают отрицательные герои (персонажи), но не отрицательные образы. Грибоедовский Молчалин, булгаковский Шариков или шолоховский Митька Коршунов, конечно же, отрицательные персонажи, но блистательные художественные образы. Термин «лирический герой» будет далеко не всегда уместен в разговоре о поэзии Некрасова, в которой встречаются разные формы выражения сознания. «Железная дорога» драматизированное стихотворение со вполне самостоятельными по отношению к личности автора персонажами. Не имеющий имени и фамилии генерал в «Василии Теркине» А.Т. Твардовского персонаж обобщенный, но не абстрактный, не обезличенный.

Четвертое условие - полнота и самостоятельность раскрытия темы (а не только полнота материала). От полноты зависит и глубина ее раскрытия. Здесь невозможно давать общие рекомендации, подход определяется конкретной темой. В любом случае надо не только знать все программные произведения, но и хорошо помнить текст каждого из них. Выиграет тот, кто перед экзаменом успеет больше перечитать. Кто читал давно и невнимательно, приличного текста не напишет, будет, например, в работе по «Мертвым душам» повторять банальные рассуждения о помещиках в их имениях и игнорировать всю вторую, «городскую» половину первого тома (а хорошо было бы помнить не только горожан, но и проблематику всех лирических отступлений, их количество и расположение). В работе по «Отцам и детям» слабый абитуриент будет говорить общие слова о спорах Базарова с Павлом Петровичем, в которых, как известно, бесцеремонный нигилист выходит победителем, и не задумается над тем фактом, что споров этих только два (в главах VI и Х), до этого (в главе V) спор идет еще с Аркадием, а значительно позже (в ХХIII главе) чуть было не начинается, но вовремя обрывается спор Базарова и Павла Петровича по вопросу о правах остзейских (то есть прибалтийских) дворян. Всего же в романе 28 глав, и произведение в целом отвергает крайности, даже относительные. Ведь Кирсановы - далеко не самые непривлекательные из либералов: губернатор по прозвищу Бурдалу и Матвей Ильич Колязин, новейшие государственные деятели из прогрессистов, обрисованы подчеркнуто сатирически. Все абитуриенты замечают, что при первой встрече Павел Петрович не подал руки Базарову, и никто не замечает, что после поездки Аркадия и Евгения в город и к Одинцовой этот аристократ «снисходительно улыбался, потрясая руки возвратившихся странников» (глава ХХII), стало быть, не одного лишь племянника. «Отцы и дети» для Тургенева не только поколения, друг друга не слышащие, но и «родственники», близкие люди, как бы они ни вздорили между собой. Их неумение и нежелание понять друг друга беспокоит писателя. Он радуется тому, что Павел Петрович хоть отчасти преодолел свою чопорность, что сам подтолкнул брата жениться на Фенечке, и видит в этом заслугу Базарова; умерщвляя же своего героя, Тургенев искренне скорбит о нем, вспоминая в итоге «о жизни бесконечной...»

Не может считаться удовлетворительной работой пересказ произведения или учебника. Все темы формулируются так, чтобы только по учебнику, не зная как следует художественных текстов, раскрыть их было нельзя. Нужно помнить о жанре экзаменационной работы: это работа по литературе, а не изложение, абитуриент сам должен продумать ответ на поставленный перед ним вопрос, хотя, естественно, с опорой на накопленные знания.

Конечно, нужно видеть конкретную связь произведения с породившей его эпохой, не отделываться привычными фразами по поводу старого и нового. Старое и новое сталкиваются как в «Горе от ума», так и в «Oтцах и детях», но насколько это разные столкновения и по существу и по форме! Чацкий приехал в дом Фамусовых к близким ему людям, а уехал их врагом. Базаров изначально чужой для «отцов», однако Тургенева это отнюдь не радует. Произведение первой половины 20-х годов зафиксировало самое начало раскола внутри одного (тогда единственного образованного) сословия, но зато сразу во всех отношениях. В произведении начала 60-х годов недаром сообщается время действия 1859 год, год раскола сторонников общественных преобразований на либералов прежнего типа и гораздо более радикальных «демократов». Еще были в силе крепостники противники тех и других, но уже не было вопроса: менять или не менять общественное устройство? Ясно было, что менять, но как и до какого предела? Если точную дату написания произведения вы забыли, то можно дать такое приблизительное определение, как в этом примере. Однако принципиально важно, что «Горе от ума» произведение преддекабристское, а «Отцы и дети» принадлежат периоду начала реформ в России. Важно понимать, почему «Война и мир» и «Преступление и наказание» не могли появиться раньше 1860-х годов. С.А. Есенин с его мятущейся поэзией и идеализацией уходящей русской деревни мог более или менее свободно проявлять себя лишь до середины 1920-х годов, потом от поэтов требовалось больше идеологической определенности. «Судьба человека» М.А. Шолохова не могла появиться в «первую послевоенную весну», когда происходит описанная в рассказе встреча автора с Андреем Соколовым: бывший военнопленный мог быть описан с таким сочувствием лишь после разоблачения «культа личности» Сталина. «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына пришел к читателям на пике «оттепели».

Пятое условие - стройность композиции, логика и последовательность развития мысли. Желательно в черновике составить план; в процессе работы можно менять его, разумеется, в сторону улучшения. Работа по литературе не должна состоять из отдельных блоков, лишь пристыкованных один к другому: вот об этом, теперь о том, затем о третьем. Пусть последующая мысль естественно продолжает, развивает, yтoчняет, дополняет, корректирует предыдущую. Не нужно самоценных констатаций, например: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» написано в 1825 году» или «Стихотворение «Пророк» написано четырехстопным ямбом» гораздо лучше сказать, что послание к А.П. Керн (сразу о жанре!) написано на пятом году ссылки, в Михайловском, написано поэтом, стосковавшимся по людям своего круга, а в программном для нового периода пушкинского творчества (1826 год) «Пророке» самый распространенный размер, четырехстопный ямб, и вольная рифмовка служат нейтральным фоном для высокой церковнославянской лексики. В общем, экзаменационная работа по литературе должна быть не грудой кирпичей, а выстроенным зданием.

Если тема сопоставительная, то обычный путь сначала излагается все об одном писателе или персонаже, потом о другом (да еще, бывает, вспомнят что-нибудь о первом и вставят в конец) самый невыигрышный путь. Лучше определить критерии сопоставления, понять, каковы у этих писателей темы, герои, жанры, мировоззренческие принципы, предпочитаемые художественные средства. Например, если оба создают комические произведения или широко используют комические эпизоды, нужно ответить на вопрос, в чем своеобразие комизма каждого в сфере тематики и использованных приемов (гиперболы, гротеска, иронии и т.д.). Комизм может, например, оттенять трагизм, как в четвертой книге «Тихого Дона» М.А. Шолохова, может и более прихотливо с ним сочетаться, как в «Днях Турбиных» М.А. Булгакова. При раскрытии сопоставительных тем нужно параллельно вести разговор об обоих авторах. Сопоставляя персонажи, начать можно с их общественного положения, возраста, интеллектуальных данных, особенностей психологии. Потом уже следует говорить о сюжетной роли того и другого, то есть об их биографии, как она складывается в произведении, – тогда блистательно одаренный и вечно невезучий аристократ Андрей Болконский и рыхлый, наивный, но вечно везучий незаконнорожденный граф Пьер Безухов предстанут персонажами куда более несходными, чем получается у тех, кто рассказывает об их духовных исканиях, не думая о цельной художественной концепции романа-эпопеи и значении для нее каждого персонажа.

Работа по литературе – особый, не только аналитический, но и синтетический труд, и потому это самый сложный экзамен. Максимальных оценок за нее всегда бывает очень мало. Но и для того чтобы получить за работу по литературе пусть не максимальную, но достойную оценку, надо упражняться в течение довольно продолжительного времени. Как спортсмен теряет форму без тренировок, так человек, ничего давно не писавший, теряет способность написать цельный текст. Самые лучшие советы, полученные непосредственно перед экзаменом на консультации, уже вряд ли помогут. Навык – единственная надежная гарантия успеха.

 

Программа вступительного испытания профильной направленности по литературе (письменно)

Программа вступительного испытания по литературе размещена на сайте Центральной приемной комиссии.

 

Задания вступительного испытания профильной направленности по литературе (письменно) прошлых лет

2014 год

 1. Сны и их художественные функции в поэзии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

2. «Заветы отца» на страницах произведений русской литературы XIX века.

3. Новые социальные типы в литературе 1920-х годов (М.А. Булгаков, А.П. Платонов, М.А. Шолохов).

2013 год

1. Русская элегия XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов).

2. Функции авторских отступлений в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

3. Мотив воспоминания в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и М. Горького «На дне».

2012 год

1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Н.В. Гоголя и А.И. Куприна («Шинель» и «Гранатовый браслет»).

2. Мотив страдания в произведениях Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.

3. Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в сатире В.В. Маяковского.

2011 год

1. Образ Швабрина и его функции в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Образ главного героя и основные средства его создания в романе И.А. Гончарова «Обломов».

3. Мотив любви в пьесе М. Горького «На дне».

 

Дополнительное вступительное испытание профильной направленности по иностранному языку (письменно)

Дополнительное вступительное испытание профильной направленности по предмету «иностранный язык» (письменно) проводится для поступающих на направление подготовки «фундаментальная и прикладная лингвистика». Длительность дополнительного вступительного испытания – 4 часа.

Программа вступительного испытания по иностранному языку размещена на сайте Центральной приемной комиссии.