Д.ф.н., доц. Л. А. Трахтенберг

Русская литература XVIII – первой половины XIX в.:
источники, поэтика, традиции

Спецсеминар для II–IV курсов дневного отделения и III–V курсов вечернего отделения

 

Спецсеминар предполагает обсуждение разнообразных аспектов истории русской литературы: ее идейного мира и художественной формы (в том числе образов, жанров, стиха), ее источников в русской и зарубежной словесности, восприятия произведений XVIII – первой половины XIX в. в последующие эпохи.

Хронологические рамки изучаемого периода – от Петров­ского времени до «Золотого века» русской поэзии и эпохи становления классической прозы. Это время М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова, Д. И. Фон­визина и А. Н. Радищева, Н. М. Карам­зина и И. А. Крылова, А. А. Бе­сту­жева-Марлинского и Н. А. Полевого, В. А. Жуков­ского и Ф. И. Тют­чева.

На занятиях семинара обсуждаются методологически важные исследо­вания, которые по­служат ориентиром в практике литературоведческой работы.

Темы курсовых и дипломных работ можно выбрать самостоятельно на материале литературы всех родов и жанров: эпоса, лирики, драмы, а также критики. Привет­ствуются работы, посвященные творчеству малоизвестных и недо­оценен­ных авторов, феноменам на границах литературы (например, мемуаристике, литературе путешествий), малоизученным журналам и альманахам, компарати­вные и стиховедческие исследования.

 

Эволюция русского стиха

Спецкурс для II–IV курсов дневного отделения и III–V курсов вечернего отделения

 

Курс охватывает историю русской поэзии на всем ее протяжении, от первых литературных опытов (с экскурсом в фольклор) до современности; преимущественное внимание уделяется поэзии XVIII–XIX веков. Рассматриваются все основные аспекты версификационной техники в историческом развитии: динамика систем стихосложе­ния, метров и размеров (включая проблему семантического ореола метра), выработ­ка вторичного ритма, история рифмы и строфической организации текста.

Помимо стиховедения в узком смысле слова, изучается история поэтического языка. При этом освещаются темы, обычно остающиеся за рамками общего историко-литературного курса: например, эстетика досиллаби­ческой поэзии, философская поэзия «любомудров» и кружка Н. В. Стан­кевича, стилистическое своеобразие лирики В. Г. Бенедиктова, приемы поэтической сатиры в журнале «Искра» и т. д.