Язык Человека - лист рассылки по общему языкознанию

лист рассылки

ПОЛИКАРПОВ Анатолий Анатольевич 

 

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТАНОВЛЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА:

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ


25. Как и тенденции развития полисемии слова, поддается прогнозированию и характер изменения деривационных характеристик слова. Эта способность слова также находится в фундаментальной зависимости от закономерностей реализации его семантического потенциала. Учет этих закономерностей позволяет, например, прогнозировать развитие объема словообразовательного гнезда в его истории.

Здесь прогноз состоит в том, что, как и в случае развития полисемии, в процессе образования от данного слова новых слов должен существовать особый баланс приобретений и утрат: начальный быстрый рост числа производных слов от данного и от его производных, все более тормозящийся с течением времени, и накопление вышедших из употребления производных (выпадающих примерно в том же порядке, в каком они входили в язык). Это приводит к тому, что с возрастом объем словообразовательных гнезд должен расти, достигать насыщения, а потом начинать падать.

Для проверки этого прогноза мы использовали данные нашего “Хронологического морфемно-словообразовательного словаря русского языка”, на основе которых была рассмотрена зависимость “возраст гнезда/ объем гнезда”. (см. рис. 9). Как видно, историческая динамика объема словообразовательных гнезд осуществляется в полном соответствии с нашим прогнозом.

26. Даже мимолетный взгляд на характер лексической семантики слов различных частей речи позволяет обнаружить, что существительные чаще всего обозначают физические предметы (реже - процессы, свойства), прилагательные - чаще всего статические свойства предметов и явлений, глаголы - процессы и т.ж. Это дает возможность предположить, что в языковой действительности должен действовать принцип вероятностного соответствия лексического и категориального содержания слов. Как же тот принцип реализуется?

 

Рисунок 9

Зависимость среднего объема словообразовательных гнезд

от возраста гнезда

 

 

Это можно понять, если учесть, что сутью словообразовательного процесса является не только и не столько получение новых знаковых оболочек для новых значений, обозначение которых назрело в связи с изменениями в смысловом мире (этот вариант словообразовательного процесса, а именно мутационная разновидность лексической деривации, составляет наименьшую долю среди всех лексических новообразований, как по данным Е.А. Земской (1992), так и по нашим данным), сколько переобозначение, переименование (Девкин, 1984) тех же лексических сущностей, но с добавлением тех или иных категориальных компонентов (синтаксическая деривация), лексико-категориальных (модификация и регулярные варианты мутации), а также лексико-стилистических (Е.А. Земская, 1992). Переобозначение исходно-предметных номинаций (значений, обозначавшихся существительными) в форме признаковых номинаций (прилагательных, глаголов), а также переобозначение некоторых знаменательных признаковых номинаций служебными признаковыми номинациями становится для каждого из слов все более вероятным в связи с его старением и отмеченной выше общей дпередметизацией и абстрактивизацией, окачествлением его лексической семантики в его истории. Растущая в таких случаях частота употребления слова в характеризующей функции для других слов заставляет подыскивать для него и более признаковую категориальную форму (порождение относительных прилагательных от существительных, наречий от прилагательных и т.п.). Потребность в употреблении почти “того же” слова, но в новом, более признаковом категориальном обличье и в новой синтаксической функции усиливается с увеличением возраста слов, так как абстрактность, признаковость значений слова с возрастом, в общем, постоянно растет.

Действие в языковой жизни принципа вероятностного соответствия качества лексического и категориального содержания слов согласно Модели жизненного цикла слова приводит к ряду следствий, часть из которых экспериментально проверяется в настоящей работе. Прежде всего отметим, что последовательность словообразовательных категорий слов, появляющихся друг у друга и составляющих историю того или иного словообразовательного гнезда должна представлять собой, в общем, последовательность от наименьшей - ко все большей категориальной (частеречной) абстрактности слов. Это вытекает из того факта, что производное слово, будучи в среднем менее предметным по своим значениям, отобрав у производящего в большей степени его относительно более абстрактные значения (т.е. начав свою семантическую эволюцию с более абстрактного состояния, чем его производящее, и продвинувшись в определенной степени далее в этом направлении) имеет и потенции к образованию от него еще менее предметных по категориальному и семантическому качеству слов, чем его деривационный предшественник.

Это определяет, в свою очередь, и историческую неизбежность развития каждого словообразовательного гнезда в его истории в той или иной степени в сторону повышения в нем удельного веса слов признаковых и служебных частей речи в сравнении с исходным состоянием, почти всегда начинающимся с предметной категории слов - с существительных.


[ начало статьи ] [ главная страница ][ далее ]