Программы курсов
  Средневековая зарубежная литература
     
Библиотека
Кафедра
Лица
Учеба
Наука
Обратная cвязь
 
   
Литература к курсу







Раннее Средневековье


Зрелое Средневековье

Позднее Средневековье

Средневековая зарубежная литература (для романо-германского и классического отделений)




Своеобразие средневековой культуры и сознания, принципиально отличных от культуры и сознания Нового времени. Проблема адекватного восприятия эпохи Средневековья человеком ХХ века. Соотношение исторического и культурного процессов в развитии человечества. Средние века и Средневековье, их периодизация. Средневековье как часть рефлективно-традиционалистского периода (С. С. Аверинцев) в истории культуры. Связь средневекового сознания с риторическим мышлением.

Две модели («средиземноморская» и «варварская») возникновения и складывания феодальных государств и типов средневекового мышления. Их взаимодействие и взаимовлияние. Значение предшествующих типов сознания, мифологий и культур для формирования средневековой картины мира. Особая роль античности в этом процессе. Возникновение и распространение христианства. Его доминирующая роль в жизни средневекового общества. Синкретизм средневекового сознания отсутствие в средневековую эпоху понятий «культура», «искусство», «литература» в современном смысле слова. Теория «двух реальностей» и ее значение для формирования художественной системы средневековой словесности: символизм и аллегоризм художественного мышления, отождествление изображаемого с предписанными «моделями» и «правилами» и т. д. Своеобразие пространственно-временных представлений Средневековья и особенности художественного времени и пространства в средневековой культуре.

Письменные памятники, стоящие у истоков средневековой словесности. «Утешение философией» Боэция. Деятельность отцов церкви. Творчество Августина Блаженного как синтез античной традиции и христианского учения, закладывающий основы средневековой концепции мира, человека, истории. Христианская гимнография и ранняя житийная литература.

Возникновение церковных институтов и их роль в распространении христианства. Значение монастырей для средневековой культуры. Особенности установления христианства на территориях с преобладающей «варварской» картиной мира (Исландия, Ирландия, Англия).




Словесность раннего Средневековья.

Памятники устного поэтического творчества. Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.). Вера в магическую силу слова и отождествление поэтической функции языка с магической и сакральной.

Кельтский эпос, его основные циклы, особенности бытования. Друиды, филиды, барды. Архаические черты кельтских саг, отражение в них мифологического сознания и родо-племенных представлений. Близость к богатырской и волшебной сказке. Роль поэтических фрагментов. Специфика героического характера в сагах уладского цикла (образ Кухулина).
Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания. Синкретизм «Старшей Эдды». Ее германские корни, место песен о героях в общегерманском героическом эпосе. Тема судьбы. Специфика героического характера. Значение «Младшей Эдды» для изучения скандинавской мифологии, особенностей поэтического языка «Старшей Эдды» и творчества скальдов. Связь родовых саг с историей Исландии, с особенностями строя и обычаев у древних исландцев. Своеобразие повествовательной техники, композиции исландских саг. Своеобразие темы судьбы. Соотношение «Старшей Эдды» и саг как разных типов раннего эпоса. Различие их хронотопов, представлений об идеальном герое, характера изображения событий.
«Беовульф» как памятник, объединяющий различные проявления англо-саксонской эпической традиции. Сюжет и композиция «Беовульфа». Роль сказочного и мифологического элементов в поэме. Понятие об аллитерационном стихе древнеанглийской поэзии.
Значение Каролингского Возрождения для развития письменной словесности. Академия Карла Великого и ее виднейшие деятели. Основные жанры Каролингского Возрождения. Соотношение античной традиции и христианства. Оттоновское Возрождение.



Словесность зрелого Средневековья.


Завершение к XII веку процесса формирования феодального общества, расцвет в это столетие средневековой философии, словесности искусства. Сложившаяся к этому времени система жанров словесности. Их ценностная иерархия, влияние на представление о жанре религиозного, сословного и других экстралитературных факторов.

Развитие устной традиции. Проявление ее в памяти героического эпоса зрелого Средневековья. Роль жонглеров, хугларов и шпильманов. Различные теории происхождения эпоса. Теория «индивидуализма» (Ж. Бедье) и «традиционализма» (Р. Менендес Пидаль). Установка эпического сознания на отражение подлинных исторических событий и связанные с этим художественные особенности эпических песен. Отражение в них процессов этнической и государственной консолидации и сложных сеньориально-вассальных отношений. Религиозная тематика в эпических поэмах. Идеальные герои и отрицательные персонажи эпоса. Основные циклы и наиболее выдающиеся памятники французского, немецкого и испанского эпосов. Сравнительная характеристика образов Роланда, Зигфрида и Сида.
«Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни. Своеобразие композиции, связанное с наличием двух основных тем (войны Карла с маврами и предательства Ганелона). Соотношение эпической безмерности и эпической вины в образе Роланда, сложность образа Карла Великого, неоднозначная трактовка образа Ганелона. Значение образа Оливье. Тема «милой Франции». Особенности изображения мавров.
«Песнь о моем Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме. Тема вассальной преданности. Сид как идеальный герой. Своеобразие образа инфантов Карионских в ряду антагонистов положительных героев эпоса. Специфика отношений Сида с маврами. Проникновение в поэму черт городского сознания.
«Песнь о Нибелунгах» – наиболее значительный памятник немецкого героического эпоса. Слабая историческая основа поэмы, опирающейся на архаические германские предания. Соотношение «Старшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Сочетание в поэме черт рыцарского романа, богатырской сказки и собственно эпоса, связанные с этим особенности хронотопа. Специфика образов Зигфрида, Хагена, Кримхильды. Своеобразие основного конфликта поэмы, осуждение ее творцами феодальных усобиц. Общая концепция истории и человека в «Песни о Нибелунгах», соотношение в ней язычества и христианства.
Значение крестовых походов и усиления связей с востоком для формирования рыцарской культуры. Роль Испании и Прованса как проводников арабской и греческой науки и словесности в другие страны Европы. Появление жанров, связанных с куртуазным и рыцарским комплексом идей. Появление вместе с ними собственно художественной словесности на народных языках.
Куртуазная лирика Прованса. Теории происхождения провансальской лирики (обрядовая поэзия, религиозные жанры, арабско-андалузская поэзия и античная литература как основные истоки). Ее основные жанры и наиболее известные представители. Проблема возникновения поэтической функции в языке на примере поэзии трубадуров и проблема перевода средневековой поэзии на современные языки. Роль формы, соотношение канона и «индивидуальности» в куртуазной лирике. «Ясный» и «темный» стили. Понятие о «куртуазном универсуме». Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, соединение в его стихах куртуазного канона и особенностей немецкой народной лирики.
Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой и письменными нарративными жанрами (хрониками, лэ, ди и др.). Значение античного и византийского романа для формирования жанра. Основные циклы средневекового романа («античный», бретонский и восточно-византийский). Творчество Кретьена де Труа. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. Своеобразие структуры (двучастность), специфика конфликта. Система персонажей и их функции. Особенности хронотопа.
Проблема взаимодействия рыцарского, куртуазного и христианского идеалов и различное разрешение ее в романах кретьеновского типа, в романах о Тристане и Изольде и в романах о Святом Граале. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде. Основные версии романа на французском и немецком языках. Специфика проблематики, характер конфликта. Особенности системы персонажей и хронотопа в «Тристане и Изольде». Связь романа с кельтскими источниками. Влияние на него городской литературы. Лэ Марии Французской. Новеллистический характер их сюжета, отсутствие фантастики, лиризм.

Взаимодействие рыцарской и городской культуры в городской аллегорической поэме («Роман о Розе»), в пародийных повестях «Мул без узды» Пайена из Мезьера и «Окассен и Николетт», а также в фаблио. Восприятие рыцарства в повести Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».
Литература зрелого Средневековья на латинском языке. Соотношение латинского и народного языков в разные периоды Средневековья, сферы устойчивого применения латинского языка (богослужение, теология, историография, юриспруденция). Постепенное вытеснение латинского языка из жанров «массовой» религиозной словесности (жития, видения, exempla, проповедь). Особый дидактический характер этих жанров, обуславливающий специфику их поэтики.
Творчество Пьера Абеляра. Его связь с основными философскими направлениями XII века – реализмом и номинализмом. «История моих бедствий». Развитие традиций исповедальной литературы, заложенных Августином. Черты городского сознания. Абеляр как представитель средневекового свободомыслия, его отношение к авторитетам и к разуму человека.
Поэзия вагантов. Значение для ее развития античной и библейской традиции, а также народной смеховой культуры. Влияние куртуазной лирики. Известные нам имена и основные жанры. Ключевые темы и образы.
Городская культура как проявление углубляющейся дифференциации средневекового сознания. Важнейшие предпосылки для ее формирования. Характерные особенности городской литературы («общедоступность», комизм и т. д.). Ее основные жанры. Их место в общей системе жанров Средневековья.
Место животного эпоса в системе жанров городской литературы. «Роман о Лисе» как наиболее характерный образец животного эпоса. Его истоки (античная и фольклорная традиции). Специфика его композиции, конфликта. Система персонажей.
Общая характеристика фаблио, шванка, испанской и итальянской средневековой новеллы. Специфика возникающей в них картины мира. Своеобразие композиции, хронотопа, система персонажей как устойчивые признаки жанра. Связь новеллы с exempla, восприятие идеалов рыцарской культуры в этом жанре.
Освоение городской словесностью комплекса рыцарской культуры. Появление аллегорической поэмы («Роман о Розе») и городской лирики. Явление мейстерзанга.
Место карнавала в жизни города. Народная смеховая культура (М. М. Бахтин) и ее соотношение с культурой официальной. Истоки карнавала и связь с первобытным мифологическим сознанием. Проявление народной смеховой традиции на разных этапах средневековой словесности (в раннем эпосе, в драматургии, в лирике). Уточнения, внесенные в теорию М. М. Бахтина А. Я. Гуревичем и С. С. Аверинцевым.
Происхождение средневековой драмы. Ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией. Восприятие античной драмы средневековым сознанием. Церковь и театр. Влияние античных авторов на творчество Хротсвиты Гандерсгеймской, проявление в нем христианской идеи. Этапы развития религиозного театра и его основные жанры (литургическая драма, микраль, мистерия). «Микраль о Теофиле» Рютбефа.
Возникновение городской драмы. Моралите, фарсы и соти. Их жанровое своеобразие. Черты, объединяющие их с фаблио. Связь фарсов, соти, фастнахшпилей с народной смеховой традицией Средневековья. «Фарс об Адвокате Патлене».
«Низовые», демократические жанры, не принадлежащие городской словесности. Специфика проявления крестьянской идеологии в «Видении о Петре Пахаре» Ленгленда. Оценка в нем патриархального уклада и ее соотношение с христианской концепцией мира и человека.




Словесность позднего Средневековья

Развитие искусства в период позднего Средневековья. Возникновение в литературе новых стилей, изменения в системе жанров (появление новых, перерождение старых), тяготение к универсальности, к созданию объединяющих, «итоговых» произведений в различных жанрах, активное взаимопроникновение религиозного и светского начал в проповеди, моралите, exempla и т. д. Значение культуры позднего Средневековья для формирования ренессансного типа мышления.
Творчество Франсуа Вийона. Основные темы, устойчивые образы, излюбленные жанры. Связь поэзии Вийона с предшествующей лирической традицией, с народно-смеховой культурой Средневековья. Участие Вийона в современной ему поэтической жизни. Отражение в его произведениях позднесредневекового сознания.
Проявление основных тенденций искусства позднего Средневековья в английской литературе. «Смерть Артура» Томаса Мэлори как синтез средневекового этапа развития романов артуровского цикла. Творчество Дж. Чосера. Сосуществование и взаимодействие многочисленных жанровых тенденций в «Кентерберийских рассказах». Сборники новелл во Франции, Испании, Италии («Пятнадцать радостей брака», «Сто новых новелл» Антуана де ла Саля, «Граф Луканор» Хуана Мануэля, «Новеллино» ) и их соотношение с «Декамероном» Боккаччо.
Жизнь и творчество Данте. Их связь с политическими событиями эпохи. «Новая жизнь», ее соотношение с традициями трубадуров и школы нового сладостного стиля. Трансформация образа Прекрасной Дамы в образе Беатриче. Значение его для всего поэтического творчества Данте. Новая концепция языка в «Трактате о народном красноречии» и обусловленные ею особенности поэтики «Божественной комедии». Специфика жанра «Комедии», синтезирующей средневековые представления о Боге, вселенной, человеке, истории и другие знания. Средневековый символизм и аллегоризм поэмы. Ее композиция. Черты сознания переходной эпохи в «Божественной комедии». Роль авторского «я» в различных частях поэмы, наиболее важные ее персонажи.


Литература к курсу
© Кафедра истории зарубежной литературы. 2004