<< ОСНОВЫ ФОНЕТИКИ И ФОНОЛОГИИ << ВВЕДЕНИЕ

Наша речь не состоит из отдельных более или менее неизменных по качеству звуков, которые в потоке речи следуют один за другим (как бы прилепляются один к другому, образуя единицы языка и речи: слоги, слова, высказывания, тексты). В действительности гласные и согласные звуки, образуя слог, формируются органами артикуляции так, что акустические характеристики одного звука влияют на акустические характеристики другого, и оба звука - и согласный и гласный - в этом слоге физически отличаются по своему звучанию от тех же звуков в паре с другими гласными или согласными звуками. Например, звук [д] в слогах -да (вода) и -ду (дунуть) воспринимается как один и тот же звук, хотя на самом деле (т.е. акустически и артикуляторно) звуки здесь отличаются друг от друга очень сильно. Чем большие по длительности фрагменты речи мы рассмотрим, тем сильнее взаимовлияние всех составляющих эти фрагменты звуков. Ритмическая структура слова (то, что на слух воспринимается как словесное ударение) создается всеми звуками этого слова, хотя гласные звуки как наиболее интенсивные и стабильные на протяжении достаточно значительных временных отрезков играют при этом ведущую роль. Ритм и интонация целого предложения определяется уже не только всей последовательностью составляющих его звуков, но также значением всех слов, равно как и общей ситуацией общения и конкретным намерением говорящего выразить свое отношение к предмету речи. В зависимости от того, что является для говорящего наиболее важным, может изменяться и ритм (это проявляется в просодии), и интонационное оформление высказывания, как, например, в предложении:

Учиться - наша цель! (Именно учиться, а не развлекаться или работать).
Учиться - наша цель! (Это наша цель, а ваша цель - заработать побольше денег).
Учиться - наша цель! (Это наша цель, а не просто способ провести время).

Иными словами, благодаря определенному ритмическому и интонационному оформлению человек извлекает из физически воспринимаемого звучания ту информацию, которая важна для говорящего в данный конкретный момент времени в общении с данным конкретным собеседником.