<< СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ << КОНСОНАНТИЗМ

Если способ образования звуков разный, то они всегда различаются по качеству звучания, даже если все остальные характеристики (по звонкости / глухости, твёрдости / мягкости и по месту образования) одинаковы. Например, звуки [к] и [х] - глухие, твёрдые, заднеязычные, но мы слышим разницу в их звучании, потому что [к] - смычный, а [х] - щелевой. У согласных звуков [т], [с] и [ц] также все характеристики, кроме способа образования, общие (это глухие, твёрдые, переднеязычные звуки), но звук [т] - смычный, [с] - щелевой, а [ц] - смычно-щелевой (аффриката). Этот единственный отличительный признак и играет смыслоразличительную роль в таких словах, как лиса - лица; Марс - март; жилет - жилец. Звуки [п][ф] - глухие, твёрдые, близкие по месту образования (они оба губные), но мы слышим разницу в их звучании, потому что [п] - смычный, а [ф] - щелевой. Соответственно звонкие пары [б] и [в] - звонкие, твёрдые, близкие по месту образования (они оба губные), но мы слышим разницу в их звучании, потому что [б] - смычный, а [в] - щелевой. Различия по способу образования играют в русском языке смыслоразличительную роль. Благодаря им мы различаем на слух слова.