Архангельская практика-2014 | Исполнители | Семья Пономарёвых


  Семья Пoномарёвых (слева направо): П.А. Пономарёв, М. Пономарёва, А.П. Пономарёва.


 Дополнительно

Избранное из рассказов старшего члена семейства, бабушки Александры Павловны:

Быличка о потерянных («закрытых») в лесу и возвращенных телятах
"...И про леших рассказывали, что они есть на самом деле. […] Но мы этого тоже не видели. А вот рассказывала свекровь, что терялись телята. […] Закрывали. Вот они говорили так: что в лесу их «закрывали». Вот. И рассказывала она, что у них там, в деревне, была председатель – женщина. А ведь тогда очень строго было, что потерялись. Вот она сходила тоже к ведуну (колдуну). И он там её научил. Раньше же были везде изгороди, и паслись-то ведь в лесу. […] А раньше всё время было в лесу. Были изгороди: прямые изгороди и такие наискосок изгороди. Еще делали Осеки так называемые. А это… Где называли «зАсека». У нас называли «Осек», вот: «Пошли к Осеку». А это что? Это валили деревья некрупные и заваливали вот так, как изгородь. Преграду, в общем, делали. Вот ей научили, что: «Возьми яичек, (по-моему) хлеба или калачей или чего-то и пойди. На росстАнь, т.е, чтоб дороги расходились в разные стороны и, желательно, три. И положи, и уходи обратно, и не оглядывайся». […] Бабушка-то рассказывала, говорит, она оглянулась: ну уж видела она там или не видела… Она говорит: «Огромные такие фигуры… идут». Так она говорит: «Я без памяти бежала домой, вообще больше боялась про что-то говорить и о чем-то думать». Но, однако, нашли они животных, нашли..."
Описание обряда сватовства, благословения родителей. Гостёбы
-К нам-то горшочники приехали, за мной. А я-то и думаю ижу, какие горшочники-то ещё к нам приехали. Это сваты приехали, вот они, горшочники. […] Дак вот они, это начали с этого. - У нас дядя был языкастый, он и сватал. Он лошадь запряг вечером, чтобы лишние не видели. Он зашел, у него язык, этот, подвешен дак. Мог всё. Был приятель егоному отцу дак. -Заставили меня встать на колени, да, мама заставила встать на колени перед папой, чтобы отпустили меня замуж. Я встала, папа заплакал, мама-то плакала так… вот, что слышно было, а папа-то, тот глухо так заплакал, сказал только: «Да ей не шестнадцать ведь». А мне не было еще двадцати-то. В феврале свадьба, а в мае мне двадцать исполнилось. Ну уж когда разрешение получено было, смотрю, самовар на стол поставили, сваты завыкладывали из своих, этих, корзин гостинцы, и вот, пошло тут, это, веселье. А потом свадьба, а потом гостёба. И так потихонечку. Привёз он меня в Лисью, в деревню. Ночью. Братья у него в клуб убежали. Свет тогда не был, электричества не было. Лампы зажгли. Тут они тоже стол стали собирать. А вот, честно признаться, три года я с ним ходила и три год я не нравилась его матушке. Представляете? Вот, прийти в этот дом, да?
Народная магия. Заговор от чирьев (от свекрови, Анны Федоровны).
"...Так, каким пальцем-то надо водить? Безымянным. Если вскочил прыщик где-то: на глазу или где-то. Значит, водишь вот так вот по часовой стрелке три раза и говоришь: «В мертвом теле нету крови... ([дальше] вот так и говорится: не в камне, а) в камени нету воды. У рабы (там имя пишется) или у раба (имя пишется, да?) в чирьи нету головы». И так вот три-то раза обвел и так вот крестиком, ноготком закалываешь. Я не знаю, но я иногда использовала, у ребят… мне казалось, что помогало. А может, ещё потому что мать. Все эти заговоры, как я вам в прошлый раз говорила, делаются по просьбе человека, который моложе тебя. Тогда ты делаешь. А когда старше, то уже не очень. Как может… Как папа говорил, может терять силу, если старшему отдаешь, а младшему можно..."

 Корзины-одновушки, сделанные руками семьи Пономарёвых.