Доклад

Заговоры Кичменгско-Городецкого района Вологодской области

Плотникова А., Соломатина М.

Летом 2010 года в фольклорной экспедиции в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области нам удалось собрать более 300 заговоров. Из них более 200 – из рукописных источников и около сотни – из устных.

Ситуации записи

Традиционно о заговорах речь заходит при упоминании: а) скотины; б) болезней детей. Исполнители, знающие заговоры, обычно рассказывали их, отвечая на вопросы типа «а что делать, чтоб корова возвращалась?»; « а если у ребенка грыжа, как ее лечить?» Однако встречались и препятствующие исполнению факторы: некоторые исполнители не произносили заговор, если в комнате был кто-то старше них, а некоторые считали, что чем больше народу знает заговор, тем меньше в нем силы. Бывали и курьезные случаи: Евфалия Ивановна Шелагина, ветеринар, на вопрос, знает ли она какие-нибудь молитвы, чтобы заботиться о животных, говорила, что никаких молитв не знает, все делает по науке. Однако у нее дома, среди листочков с частушками и народными песнями, обнаружились заговоры для животных. Другой случай произошел во время беседы с Ольгой Николаевной Матвеевской. Она не только продиктовала тексты заговоров, но и разыграла заговор в действии: собиратель был заговорен от грыжи путем троекратного подлезания под ногу исполнителя, а также убережен от полуночницы путем околачивания руками «пятничков» (петли на дверце шкафа).

Общая характеристика

Все заговоры, собранные нами, можно разделить на 5 групп. Самая многочисленная из них – лечебные, среди которых больше всего «традиционных» заговоров (от грыжи, на остановку крови, от ожога, от ячменя, от рожи, от зубной боли), но встречаются и «современные» (от раковой опухоли). Далее следуют хозяйственные, в основном связанные с уходом за скотом(чтобы корова возвращалась, давала много молока, а также от тараканов, на посадку и др). Затем – любовные и семейные заговоры(присушки, отсушки, чтобы муж не бил, не изменял, чтобы всем нравиться и др). Следом - обереги на разные случаи (снятие сглаза, порчи, от возвращения покойника, в дорогу, чтобы не бояться ночью и др), и затем – довольно обширная группа житейских и общественных заговоров (на должника, отправляясь к начальству, когда пойдешь на суд, при ссоре и др).

Содержание

Анализируя наиболее частотные заговоры (лечебные и обережные), мы сделали вывод, что люди чаще всего стремятся оберечь себя от «переполоха» - испуга, который могут вызвать определенные лица и существа:

«Я, раба божья (имя), снимаю переполох с рабы божьей (имя), снимаю от банной банницы, от поганой поганницы, девки-долговолоски, бабы-пустоголоски, от петушка и от курочки, от собаки-пустолайки».

«Снимаю с раба божьего (имя) переполох от баб двоеголовых, от девок долговолосых, от мужиков от косматых, от дождя, от ветра, от земли, от погоды, от пожара, от коровы, от овцы, от свиньи, от петуха, от курицы, от кошки, от собаки».

«Господи, сохрани его под кровом твоим святым от летящей пули, стрелы, ножа, мяча, от смертоносной язвы (лучи атома) и от напрасной смерти».

Также список потенциально опасных людей дополняется «девкой-пустолавкой», «бабой-самокруткой», «лысым человеком пустоглазым». Опасны люди с ненормальным комплектом органов: одноглаз, двоеглаз, троеглаз, однозуб, двоезуб, троезуб, бабы двоеголовые.

Как поясняет исполнительница Евфалия Алексеевна Курочкина, люди, упоминаемые в обережных заговорах, могут сглазить человека. В качестве наказания заговоры предлагают «злому, лихому – шипицы в ресницы, смолу на сердце», «кто зол на меня, того съем с руками, с ногами, с буйной головой», «хитрецов, мудрецов иссяку, изрублю». Сами же переполохи должны быть унесены в другой мир: «в тихие озера, за буйные леса, где собаки не лают, петушки не поют, где птицы не летают».

Исполнитель заговоров как бы находится в «маргинальном» пространстве: то есть выходит за границы обжитого мира «из избы дверями, из дверей воротами, во чисто поле», «из избы в двери, из ворот в ворота, из забор в заборы, в чистое поле (…), на восточную сторону», а там начинается мир тех сил, к которым прибегает чтец, например, в чистом поле может стоять Апостольская церковь, или тын железный, или бежать огненная река.

Силы, к которым обращаются, делятся на христианские и нехристианские:

Нехристианские

«булавочка, спаси меня от порчи, сглаза и нечистой силы»

«на синем море, на белом камне сидят три сестры: Дарья, Марья и Бел-Белина»

«хлебушек, ты хлебушек, как впитал ты в себя порчу»

«утренняя заря Мария, вечерняя Марьяна», «вечерняя Марьяна, дневная Марья, ночная Анастасия»

Христианские:

«Матушка, Пресвятая Богородица, прикрой меня раба (имя) своей ризой нательной»

«Пресвятой Богородице покорюсь (…) Возьми к себе на руки рабу Божью, закрой ее белой ризой»

«Иисус, Катерина Мученица»,

«Господи, сохрани его».

Поэтому можно говорить о проблеме жанра: что перед нами – молитва или заговор? В рукописных источниках отмечаются заголовки текстов: «Молитва от испуга» (заговор), «Молитва от грыжи» (заговор), «Урочная молитва» (к богородице), «Для скотины молитва» (заговор), «Молитвы утренние» (к господу), «Молитва на сон грядущий» (молитва), «Символ верую. Молитва» (молитва), «Заговор от испуга» (заговор), «Охранные заговоры» (к богородице), «Заговор от лишая», «Заговор от чирей», «Заговор от тяжелых родов» («Помяни господи сыне Эдемские во дни Иерусалимовы глаголющие: истощайте до основания его!»), «Святая молитва», «Молитва честному кресту», «Молитва Св. Праведника Иоанна Кронштадского»., «Молитва: Сон Пресвятой Богородицы», «Молитва Мира Заступница», «Молитва «от грыжи»», «Молитва от испуга» (заговор), «Материнская молитва за чадо свое» (к господу на манер заговора», «Вечерняя» (молитва), «Утренняя» (молитва). Очевидно частое несовпадение заголовка и содержания, или смешение христианского и языческого подхода в рамках одного текста. В сборниках не разграничены молитвы и заговоры, идут вперемешку.

Неуверенность самого исполнителя в характере жанровой принадлежности текста выдают такие заголовки: «Защита от порчи и сглаза» (заговор), «От боли головы» (заговор), «Охранные заговоры» (к богородице), «Насчет двора» (к господу и к суседушке). Особенно распространен заголовок - «чтобы»: «Чтобы корова дома держалась», «Чтобы корова стада держалась», «Чтобы корова теленка любила», «Чтобы корова спокойной была», «Чтобы корова стояла спокойно», «Чтобы дом не обокрали», «Чтобы ребенка не сглазили», «Чтобы не коснулось зло».
В заговорах от болезней исполнители часто обращаются к персонифицированным болезням: «Выйди, враг сатана, испуг младенческий», «ты, лишай, меня слушай», «кровь-кровица, красная девица», «откуда боли пришли, туда и пойдите».

Форма

Большинство заговоров (90%)строятся по двум основным моделям:
с использованием приема развернутого сравнения (по модели «как… так…»). Например, в заговоре от раковой опухоли: «как горит сухое, больное, не растущее, не живущее, так с ним сгорит злой нарост с рабы Божьей (имя). Аминь».
обращение к небесным силам с просьбой забрать боль/скорбь. «Сойди же ты, месяц, сними же мою боль и скорбь, унеси, унеси ты скорбь под облако» (заговор на больной зуб).
Стоит отметить, что заговоры обычно строятся по модели монолога-обращения. Нам же встретился заговор-диалог:
- Заря-заряница, красная девица, где была?
- На том свете
- Что ты там видела?
- Мертвых людей
- Что они делают?
- Они онемели
Как у них зубы не болят, так бы и у рабы божьей (имя) зубы не болели. Будьте слова мои крепки и лепки, заборчивы, заговорчивы. Аминь.
Однако встречаются и «классические», или так называемые «эпические», заговоры. Один из них – заговор от 33 болезней
Стану благословяся, пойду перекрестяся, из избы в двери, из дверей на улицу, к синему морю, на этом синем море есть серый камень, он велик, на этом сером камне сидит старик, весь белый, руки белые, ноги и туловище белые. Держит он в руках 33 каменные стрелы, стреляет и отстреливает от р.Б. (имя) все уроки, все переполохи, все родимцы, всю кропоту, всю ломоту. Сколько в море песку, сколько спит в земле мертвецов, как эти мертвецы не слышат в себе ни уроков, ни переполохов, ни родимцев, ни кропоты, ни ломоты, ни полотья, ни костеников, ни змеевиков, ни волосатиков, так бы и р.Б. (имя) не слышала в себе, ни в руках, ни в ногах, ни в серых глазах, ни в туловище. Запру медными замками, железными ключами. Замок в рот, ключ в море. Аминь.
Филологический факультет МГУ 2010