Фёдор Мартынович Селиванов

…Он родился 21 августа 1927 г в селе Мазунский Починок Осинского района Пермской области. В 1935 г. их трудолюбивая семья была раскулачена. Федор Мартынович вспоминал, как отец в окно увидел группу, идущую раскулачивать, и спешно стал натягивать сапоги (то, что было на человеке, не забирали). В дом вошли, когда отец успел натянуть лишь один сапог: оставшийся сапог был конфискован вместе с остальным имуществом... Семья бедствовала, лишившись средств существования и крыши над головой. С 12 лет Федор Мартынович стал работать в колхозе. В 1944 г. он был призван в армию, в авиацию, а затем, прослужив около восьми лет, перебрался в город, где работал грузчиком, потом слесарем. Неудержимая тяга к знаниям и незаурядные способности привели Ф. М. Селиванова на заочное отделение филологического факультета МГУ, где он блестяще защитил диплом и был рекомендован в аспирантуру. После защиты диссертации в 1964 г. на тему "Традиционные формулы русского эпоса (к вопросу о его исторической основе)" Федор Мартынович до конца своей жизни преподавал на кафедре устного народного творчества филологического факультета МГУ. Будучи прежде всего былиноведом, Федор Мартынович проявлял интерес и к другим жанрам: историческим песням, духовным стихам, балладам, пословицам, частушкам; занимался проблемами взаимосвязи фольклора и литературы, историей фольклористики, но прежде всего его интересовали вопросы историзма фольклора: большинство его трудов так или иначе связано с проблемами историзма былин. Особое внимание в своих исследованиях Ф. М. Селиванов уделял вопросам поэтики фольклора: начиная с 1966 г., с выхода в свет первого выпуска серии "Фольклор как искусство слова" под редакцией Н. И. Кравцова, он принял участие во всех пяти выпусках. Его статьи отличаются ясностью мысли, глубиной анализа, оригинальностью трактовки. В книге "Поэтика былин" (1977) достаточно полно и всесторонне были охарактеризованы изобразительно-выразительные средства русских былин, а систематический указатель "Художественные сравнения русского песенного эпоса", не имеющий соответствий в мировой науке (причем он был сделан без применения компьютера), подвел итог многолетних исследований Федора Мартыновича в области поэтики.
Как университетский преподаватель, Ф. М. Селиванов большое внимание уделял подготовке учебников и учебных пособий. Не устаревает его книга "Русский фольклор" (1975), где критически рассматриваются учебники по устному народному творчеству и даны образец фольклористического анализа произведений различных жанров. До сих пор участники фольклорных экспедиций активно пользуются его учебно-методическим пособием "Студенческая фольклорная практика" (1982). Весьма ценится студентами и преподавателями учебное пособие "Русский эпос" (1988), где не только дана обстоятельная характеристика жанра былин, но и выявлены основные особенности проблематики эпосоведения XIX - XX вв. Федор Мартынович активно участвовал в совместной подготовке учебника и хрестоматии по фольклору под редакцией Н. И. Кравцова и был составителем хрестоматии для школьников с весьма ценными пояснительными статьями. Эта хрестоматия была переведена на японский язык и издана в Токио.
За какую бы работу ни брался Ф. М. Селиванов, она делалась добротно и с любовью: речь может идти и о редактировании книги П. Д. Ухова "Атрибуции русских былин" (1970), которое Федор Mapтынович осуществил после смерти своего учителя; или о редактировании (фактически составлении) сборников пословиц А. М. Жегулева, В. Н. Кузнецова (1974); А. И. Соболева (1983); или о подготовке "Старинной севской свадьбы", записанной О. А. Славяниной (1978). В cepии "Библиотеки русского фольклора" им были изданы великолепные антологии былин и частушек, а также составлен еще не вышедший том духовных стихов (пока опубликована лишь часть подготовленных тексте в сборнике "Стихи духовные", 1991).
И по сей день выходят его книги и статьи. Так, в 1994 г. в сборнике "Фольклор. Проблемы тезауруса" вышел его указатель "Художественные сравнения в русских народных духовных стихах", дополнивший и завершивший систематический указатель песенных эпических жанров (огромная благодарность В. М. Гацаку, взявшему на себя труд по публикации этого указателя!). В 1995 г. увидели свет учебно-методическое пособие для студентов "Русские народные духовные стихи" и статья "О.Ф. Миллер - исследователь эпоса" ("Русский фольклор". Вып. 28. СПб. 1995). В 1999 году дождались своего часа "Городские песни, баллады, романсы" (с чрезвычайно интересно вступительной статьей Федора Мартыновича), сданные в набор еще в 1990 году. Но главное - где-то в недрах издательства МГУ затерялись следы самого важного труда Ф. М. Селиванова: монографии по докторской диссертации "Поэтика былин в историко-филологическом освещении (композиция, художественный мир, особенности языка)". Выход в свет этой книги ознаменует новый этап в исследовании исторической поэтики былин.
Оценивая вклад Ф.М.Селиванова в науку, хотелось бы остановиться на одной из наиболее важных для него проблем - проблеме историзма в изучении эпоса, которая стала привлекать внимание ученых по крайней мере с 30-х гг. XVIII в.: размышления В. Н. Татищева о былине как историческом источнике, или исторический комментарий К. Ф. Калайдовича к сборнику Кирши Данилова (1818), или полемика в журнале "Москвитянин" (1845) между М. П. Погодиным, считавшим, что народные песни могли слагаться лишь о современных событиях, но не о прошедших, и М. О. Максимовичем, полагавшим, что народных певцов волновали не только современные события, но и "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой", на основе которых слагались новые песни о прошедшем. Всем памятна дискуссия начала 1960-х гг. по вопросам историзма эпоса Б.А.Рыбакова с В.Я.Проппом, а также дискуссия 1983 - 1985 гг. в журнале "Русская литература" (С.Н.Азбелев, Б. А. Рыбаков, Ф. М. Селиванов, Т. А. Новичкова, И. Я. Фроянов, Ю. И. Юдин и др.). Последней по времени была дискуссия, развернувшаяся на конференции "Основные этапы изучения русского эпоса", проходившей в 1988 г. в Институте русской литературы. Материалы этой конференции увидели свет в 1995 г. в 28-м выпуске "Русского фольклора" (статьи В. П. Аникина, Б. Н. Путилова, Л. И. Емельянова, Ф. М.Селиванова и др.). Разбор сути и значения этих дискуссий займет достойное место в истории отечественной фольклористики, точка же зрения Ф. М. Селиванова нашла отражение в целом ряде его работ, в том числе в статьях о Ф. И. Буслаеве и О.Ф. Миллере, дискуссионной статье в "Русской литературе" -"К вопросу об изучении историзма русского эпоса" (1984. №1. С. 120- 132) и в его книге "Русский эпос", где историзму русского эпоса посвящен особый раздел. Ф. М. Селиванов выделяет сферы истории как науки и фольклористики, имеющих каждая свой предмет изучения.
Себя Ф. М. Селиванов причислял к последователям исторической школы, признавая при этом важность и необходимость исследования эпоса во всех возможных направлениях и не борьбу, не соперничество, а сотрудничество.

А. В. Кулагина