О собирании фольклора

А. В. Кулагина


Ежегодно в разные концы нашей огромной страны направляются фольклорные экспедиции, которые организуются в университетах, институтах и научно-исследовательских центрах разных городов России. Им удается зачерпнуть лишь небольшой ковшик в неиссякаемом роднике народного творчества.

Вместе с тем, в каждом селе или городе есть люди, которые могут записывать то, что знают их родные, соседи, друзья. Это учителя, клубные работники, библиотекари и другие грамотные люди, интересующиеся фольклором.

Собирание произведений народного творчества - увлекательнейшая работа. Она ведется и домами народного творчества, и местными краеведами. Но для нее нужна специальная подготовка. Собирание должно вестись с соблюдением норм и правил, выработанных современной наукой.

Прежде всего, те энтузиасты, которые не заканчивали учебные заведения, где преподается фольклор, должны познакомиться с ним самостоятельно. Существует много учебников и хрестоматий по фольклору, состав которых регулярно обновляется. Есть также серийные издания фольклора, где представлены все жанровые богатства произведений народного творчества - например, серия "Сокровища русского фольклора" (изд-во "Современник") или "Библиотека русского фольклора" (изд-во "Русская книга").

Получив достаточное представление о фольклоре, собиратель-энтузиаст должен познакомиться с руководствами и инструкциями по собиранию (список прилагается). Начало подобным инструкциям положила "песенная прокламация" П. В. Киреевского, в собрание которого передали свои записи А. С. Пушкин, Н. М. Языков, В. И. Даль, П. Я. Якушкин и многие другие. Основные положения этой "прокламации": записывать "слово в слово без изъятия" и собирать варианты песен ("Настоящая песня открывается только при сличении многих списков, собранных в различных местах") - остаются актуальными и в наши дни.

Прежде чем приступать к работе, собиратель должен познакомиться с историей, составом населения, хозяйственно-экономическим и культурным состоянием местности, этнографической литературой. Следует изучить записи фольклора его предшественников в XIX - XX вв. Надо учитывать и особенности диалекта, на котором предстоит записывать фольклорные тексты ("цоканье-чоканье", "оканье", "Иканье" или "ёканье" и др.)

Большинство произведений традиционного фольклора ушло из активного бытования и хранится в памяти людей пожилого возраста, которые могут рассказать о старинных календарных и семейных обрядах, сказках, исторических песнях, балладах и духовных стихах. Лирические песни и частушки могут быть услышаны и от отдельных исполнителей, и от хоровых коллективов (семейных, соседских, самодеятельных).
Пословицы, поговорки, надо вылавливать в живой речи и записывать "с контекстом" (как эта паремия вплелась в живую речь).

Нужно записывать варианты, независимо от того, встречались они вам в публикациях или нет.

Записи должны быть абсолютно точными, не должно быть никаких "улучшений", пропусков и изменений. Весь записанный вариант должен переписываться набело или расшифровываться с магнитофона незамедлительно (на другой же день!), чтобы можно было сразу же снять все возникшие вопросы у исполнителя. При записи нужно фиксировать мимику, жесты, реплики, при возможности делать фото- или видеосъемку. Песенные жанры должны обязательно записываться "с голоса", в процессе пения.

Каждое фольклорное произведение должно быть точно "паспортизовано", то есть указано, когда, где, от кого, какого возраста (дата рождения и сколько лет), кем записан текст. Важно указать фамилию, имя, отчество, национальность, место рождения, образование, профессию исполнителя. Все эти данные нужно обязательно "наговорить" на магнитофон (на каждую кассету при начале записи).
Интерес представляет и биография талантливого исполнителя, и его оценка исполняемых произведений, и сведения об источниках репертуара.

Полезно во время работы вести дневник, куда записывать все наблюдения над бытованием тех или иных жанров (какие живут активно, а какие хранятся лишь в памяти пожилых людей); как сами исполнители оценивают процессы, происходящие в фольклоре; какие сказочники или исполнители песен, частушек пользуются известностью в селе. Какие обряды удалось наблюдать (празднование Семика или Масленицы; присутствие на современной свадьбе). В каких естественных условиях удалось наблюдать исполнение песен или частушек. Интересно выяснить, какими путями те или иные фольклорные произведения проникали в эту местность, а какие имеют местные корни.

Замечательно раскрывает характер бытования фольклора в 20-е годы на Мезени, Печоре, в Заонежье книга Н. П. Колпаковой "У золотых родников", написанная на основе ее дневников.

Главное, что должно вдохновлять собирателя: любовь к родной культуре и уважение к людям, которые являются ее хранителями.

Дерзайте - драгоценные находки вам обеспечены!

 

Список литературы:

1. Соколовы Б. М., Ю. М. Поэзия деревни. Руководство для собирания произведений устной словесности. М., 1926.

2. Крупянская В. Ю., Сидельников В. М. Спутник фольклориста. М.. 1939.

3. Багинская Н. М. Памятка собирателя народных песен. М., 1953.

4. Астахова А., Богданова М., Добровольский Б., Колпакова Н. Инструкция по собиранию произведений устно-поэтического народного творчества. Горький, 1960.

5. Кулаковский Л. Как собирать и записывать народные песни. М., 1962.

6. Гусев В. Е. Методика полевых исследований современного фольклора. В кн.: Русский фольклор. М., Л., 1964, т. 9

7. Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов. Отв. Ред. В. Я. Пропп. Вильнюс, 1964.

8. Померанцева Э. В. Как собирать фольклор. - В кн.: Богатырев П. Г., Гусев В. Е. И др. Русское народное творчество. М., 1966.

9. Морохин В. Н. Методика собирания фольклорных произведений. Горький, 1968.

10. Д. М. Балашов. Как собирать фольклор (руководство по сбору произведений устного народного творчества). Из цикла "Памятники русской культуры" М., 1971.

11. Программа для комплексных фольклорных экспедиций //сост. К. А. Вертков и др. Отв. Ред. В. Е. Гусев. М., 1971.

12. Новикова А. М. Как записывать фольклор. - В. кн.: Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия //Под ред. А. М. Новиковой. М., 1971; 2-е изд. М., 1978.

13. Н. И. Савушкина. О собирании фольлкора. М., 1974

14. Колпакова Н. П. У золотых родников. Записки фольклориста. Л., 1975.

15. Кругляшова В. П. К истории и методике собирания преданий. - В кн.: Фольклорм Урала. Народная проза. Свердловск, 1976.

16. Померанцева Э. В. Собирайте фольклор. - В кн.: Померанцева Э. В. О русском фольклоре. М., 1977.

17. Методические указания к проведению фольклорной практики на филологических факультетах педагогических институтов. М., 1977.

18. Программа-вопросник для собирания сведений о традиционных свадебных и календарных обрядах Горьковской области. Сост. К. Е. Корепова. Горький, 1978.

19. Лазутин С. Г. Программа и методические рекомендации по проведению учебной практики по фольклору. Воронеж, 1979.

20. Ю. Г. Круглов. Фольклорная практика. М., 1979. 2-е изд. М., 1986.

21. Смоленщина устно-поэтическая. Программа по собиранию народных преданий и легенд. /Сост. Я. Р. Кошелев. Смоленск, 1981.

22. Ф. М. Селиванов. Студенческая фольклорная практика. М., 1982.

23. Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. М., 1991.

24. Методические указания по собиранию фольклора. М., 1994.

25. Полевые вопросники и исследовательские программы для собирания фольклора. Под ред. доц. Т. Б. Диановой. М., 1999.