Фольклор фольклористов

Кто сказал, что фольклористы сами не могут быть носителями фольклора? Просто этот фольклор, кроме них самих, некому записать... Здесь мы помещаем известные нам и присланные Вами экспедиционные байки , песни и всё остальное - ну , в общем, Вы поняли.Если Вы знаете еще - шлите, мы обязательно поместим ваши материалы (особенно, если это связано с экспедициями МГУ)!

new! Байки от Ксении Балобановой (МГУ)

Из разговоров с бабушками:

- А у вас про клады не рассказывают ничего?
- Склад? Склад в том конце деревни !

(рассказывается обычно в грустные времена, когда мы разговариваем об умирающем фольклоре а эта баечка идет в качестве аргумента за нерелевантность того, что мы спрашиваем, для бабушек).

Еще одна такого же типа, но повеселее :)
Пошли фольклористы в далекую деревню, а деревня оказалась нефольклорная. Идут ввечеру обратно на базу, усталые, расстроенные. Попадается им навстречу бабушка. Они от расстройства решили без обиняков к ней:
- Бабушка, а у вас тут кумулятивные сказки не рассказывают?
- Аккумуляторы? Как же, на той неделе завезли.

Байка диалектологов (вроде бы)
Приехали в северную деревню, собирают все, как положено. Вдруг попадается незнакомое слов: глебасЫ . Что за глебасы? Давай выяснять к бабушке. Что такое глебасы? - Ну, как же, ну глебасы!.. - Ну, вот это глебасы? Это глебасы? А это? - И это глебасы. - А это? - А это нет!
Ничего не понимают. Приехали в Москву, оказалось это - "для басы" , для красоты, то есть...

А еще есть история про красный колпак, которая случилась в одной группе на выезде. Не со мной... Но могу пересказать своими силами. Вкратце ее содержание таково: Аська Ванякина идет по деревне в поисках дома, где живет нужная ей бабушка. Заходит в какой-то дом, чтобы спросить. Встречает ее низенькая, чуть выше пояса, бабушка в красном колпаке, встречает такими словами: - А я тебя давно жду, заходи-заходи. Она проходит, пытаясь спросить, как найти то, что она, собственно, ищет. Бабушка ничего не слушает, начинает ее чем-то поить, при этом что-то бормочет себе под нос, начинает кружиться вокруг, продолжая бормотать. Аська еле-еле вырывается оттуда, а на следующий день выясняется, что в доме бабушки в красном колпаке никто не живет, его хозяйка давно умерла.

 


Гимн экспедиции (август 2000 г., Ветлуга)

"Знамя наше на древке развевается.

А Василий на реке - раздевается.

Хоть разденься ты, Василий, хоть оденься,

Все равно не будешь нашим, не надейся!"

*

Все так же весела судьба у фольклориста.

Все так же велика Ветлуга, погляди:

От бабушек седых до пьяных трактористов

Всех надо опросить. Иди, студент, иди.

 

Уж как ни собирай, все так и не собрать нам.

Искали там и тут, а бабки все поют.

Столетьями рвались к своим лесным собратьям.

Иди, студент, иди. Тебе найдется труд.

 

И пусть куда ни плюнь - былички и легенды,

Баллады позади, баллады впереди...

Не вся еще земля исхожена, студенты!

Не вся еще, не вся... Иди, мой друг, иди.

*

" Что такое, в самом деле, мало нас в строю!

Это значит - одолели мы врага в бою.

А когда, к примеру скажем, враг побил бы нас,

Нас в строю и вовсе даже не было б сейчас!.."

*

Но звонко в такт шагам лихая поступь славы.

Частушки в голове, гитара на груди.

Талантов в деревнях немало у державы,

И все они твои. Иди, студент, иди!

 

Россию-мать пройдешь любимою тропою

С Камчатки до Карпат, потом наоборот.

Иди, студент, иди! Все бренно под луною,

Но пыльный твой архив века переживет.

 

В него залезет муж учен(ы\о)й через годы.

И бросит он жену, спихнув ее с груди.

Фольклор заменит все потребности природы,

И будет счастлив он. Иди, студент, иди!

*

"Знамя наше на древке бьется как всегда.

А Василий на реке - просто хоть куда!

Он и в воду не идет, и не купается,

Стоит, дурень, во весь рот улыбается..."

Комментарий: это вольное переложение песни М. Щербакова "Наташа" (в оригинале - о доле солдата). "Василий" - В. А. Ковпик. Он включен в песню ради красного словца, а раздеваться и не думал.


Острый перец. Быличка. (экспедиции в Павино '99 и Ветлугу '2000)

Привезла с собой как-то* Юля Ларионова в экспедицию острейшего красного перца. А о том, что он острый, сказать позабыла. Вот свалили этот перец в общую кучу и забыли. А всплыл пакетик с перцем этим во время дежурства Аллы Васильевны и Васи. И вот представьте себе картину: варит Алла Васильевна суп, Вася подает продукты. А.В. берет пакетик с перцем (тот самый!) и начинает щедро так сыпать его в кастрюлю. Вася с расстановочкой так начинает говорить: "Алла Васильевна!..." А она слушает да сыплет перец... "...Этого перцу много нельзя!.. - а уже пол-пакетика высыпано - ...он очень острый!" Только ахнуть Алла Васильевна и успела. По легенде, суп этот пришлось есть им вдвоем...

Комментарий: "Как-то" среди студентов сильно варьируется в строгой пропорции: чем старше студент, тем дальше он отодвигает дату происшествия. По понятным причинам сие не могло произойти раньше 1996 года, когда Ю. Ларионова появилась в группе. Сама А. В. Кулагина утверждает, что это было в г. Чухлома в 1993 году. Не так давно приходилось слышать эту же историю о паре А. Чеканова - А. Кузьмина... Было ли это на самом деле?..