К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЗНАМЕНИЙ.
 Целью данной работы является 
  изучение эволюции знамений в славянской традиции. 
  Мы попытаемся выяснить, как возникли знамения, что лежит в их основе и какое 
  место они занимают в современной науке наряду с 
  другими жанрами, основной функцией которых является прогностическая.
  В основе любого фольклорного текста лежит миф. 
  Зарождение мифологии тесно связано с архаической формой сознания. В древности 
  люди не могли в силу своей необразованности понять 
  те или иные явления природы. Как следствие этого они начинают им приписывать 
  разные магические значения, олицетворять. Так появляются 
  первые боги, как мужского, так и женского пола, смертные и бессмертные - все 
  зависит от модели мира (ММ) носителя традиции. 
  (Например, люди видели Перуна в воздушной колеснице, многоглазых чудовищ и т.д.) 
  А любое атмосферное явление воспринималось как испытание или наказание за грехи. 
  Об этом писал еще Афанасьев в своей книге "Мировоззрения 
  славян на природу". О богах начинают складывать легенды; содержание их 
  меняется в зависимости от важности информации, степени современности, модели 
  мира данного социума. Что-то за ненадобностью, 
  устаревшее, - изымалось из текста, что-то 
  новое добавлялось - так происходит эволюция легенд. 
  Кроме того, человек, наблюдая за природой, начинает осознавать 
  связь между некоторыми явлениями, искать 
  в этом знамений грядущей перемены погоды, приближения зимы, весны, лета, осени, 
  засухи, наводнения, пожара, землетрясения и т.д.
  Понятие вышеперечисленных катаклизмов в рамках 
  любой культуры связано со стабильностью, базовые представления которой определяют 
  парадигму бедствий, разрушающих благополучие общества. 
  Для традиционной культуры таковыми оказываются экологические катаклизмы стихийного 
  происхождения и социальные. Воздействие последних на сознание носителей культуры 
  фольклорной традицией отражается двояко: в деформации 
  жанровых структур, описывающих стабильное состояние социума и в жанрах, 
  непосредственно реагирующих на резкие изменение природной и культурной среды.
  То есть человек отвечает на преобразования, происходящие в природе, и, как следствие 
  этого, - переосмысление окружающего мира, что влияет 
  на изменение мировоззрения. А это в свою очередь отражается на фольклорных жанрах: 
  происходит трансформация легенд и проявляются новые жанры - приметы.
  Как же они возникают?
  
  Не зная естественных законов, люди не могли понять, почему определенные причины 
  вызывают известные последствия. Они видели только то, что между явлениями и 
  предметами существует какая-то связь. И результат 
  своих наблюдений выражали в кратких изречениях - приметах.
  Особенности этого малого жанра следующие:
  1) приметы, возникшие в глубокой древности, представляют собой результат многовековых 
  наблюдений человека за природой (т.е. это языческий жанр); 
  2) они легко удерживаются в памяти за счет своего 
  минимального объема и всегда более или менее точны по степени верности самих 
  наблюдений (огонь краснеет в печи - к морозу); 
  3) приметы указывают на соотношение между явлениями 
  мира физического и \ или нравственного. Композиционно они состоят из 
  2 частей: 1 - условие, 2 - толкование, устойчивое, выработанное столетиями, 
  сформированное из наблюдений человека за природой. Таким образом, толкование 
  у приметы мы знаем сразу;
  4) чаще всего предсказывается что-то плохое ( это объясняется происхождением 
  жанра: в древности человек жил в ожидании возмездия 
  свыше и воспринимал катаклизмы как наказание за грехи);
  5) существует 2 группы примет: а) связанные с социумом, 
  б) с частной жизнью человека. В свою очередь каждая группа подразделяется на 
  2 разряда: а) приметы, выведенные из действительных 
  наблюдений; в основе лежит человеческий опыт общения с природой; б) суеверные, 
  в основе которых лежит не опыт, а мифологическое представление, 
  так как в глазах язычника под влиянием старинных метафор такие тексты (приметы) 
  получают свой собственный смысл.
  Эти данные в дальнейшем помогут нам понять природу фольклорных текстов, которые 
  в своей основе имеют прогностическую функцию: знамений, 
  гаданий, снотолкований, запретов и самих примет.
  На каком основании можно выделить знамения из круга текстов с прогностической 
  функцией?
  В какой-то момент истории развития фольклорных жанров приметы 
  начинают взаимодействовать с легендами как языческими, 
  имеющими устный источник, так и христианскими, основой которых были книги, не 
  предназначенные для богослужения (апокрифы, жития, Библия, летописи, слова…). 
  В письменных источниках мы можем найти такие факты, как, например, в "Слове 
  о полку Игореве" - рассказ о затмении солнца перед походом Игоря, 
  намеки на неудачный исход его кампании. А в "Житии Бориса и Глеба" 
  говорится, что над мощами святого Бориса люди видели огненные 
  столпы.
  В результате смешения легенд и примет, 2 культур- языческой и христианской, 
  моделей мира появляется корпус новых текстов с прогностической функцией - знамения. 
  То есть можно сказать, что знамение=примета+легенда (языческая 
  и \ или христианская). Можно предположить, что параллельно на основании примет 
  возникают гадания (=примета+обряд), снотолкования, 
  запреты. Остаются и приметы как жанр ( о том, как появились эти малые жанры, 
  мы говорить в данной работе не будем).
  В современной науке, относясь к христианским легендам, знамения, однако, имеют 
  ряд особенностей. Общие черты - это их принадлежность 
  к несказочной прозе, повествовательность, наличие чудесного 
  элемента (явление человеку Бога, Богородицы, ангелов…), христианские 
  персонажи, образность, символика.
  Отличие состоит в том, что к знамениям нельзя отнести 
  такие чудеса, как: исцеление и помощь святого, изгнание 
  беса…, поскольку такие тексты не имеют ни того особого строения, как 
  у знамений, ни толкования, ни прогностической функции 
  - они просто сообщают о свершившимся факте, описывают его (т.е. являются типичной 
  христианской легендой).
  Знамения же в отличии от легенд, во-первых, 
  имеют толкование, независимо от того, выражено оно эксплицитно или нет. 
  Поясним эту мысль.
  Знамения построены по принципу приметы: есть условие 
  и толкование его. Следовательно в основе текста лежит прогностическая функция. 
  Она бывает скрытая и явная. Т.к. у знамений толкование очень неустойчиво ( о 
  чем будет сказано ниже), то функция ведет себя по-разному: пока толкования еще 
  нет, проявляется скрытая, которая изначально заложена в структуре знамения ( 
  т.е. знамение всегда тяготеет к прогнозу). Когда 
  же толкование появляется, на первый план выходит явная прогностическая функция.
  Т.о. толкование и прогностическая функция связаны друг с другом. (в дальнейшем, 
  рассуждая о толковании мы будем опираться на книгу О. Христофоровой "Логика 
  толкования")
  Что касается толкования, то изначально у знамений его нет. Здесь большую роль 
  играет временной фактор. Сначала появляется знамение - явление Богородицы, Христа, 
  обновление иконы… Люди фиксируют факт, поскольку 
  это очень необычно. Никакого толкования пока нет. Потом 
  проходит какое-то время и случается что-то, что затрагивает большое количество 
  людей: война, засуха… Естественно, в народном сознании 
  всплывает то, что его когда-то поразило: видели Богородицу. Вот ту-то и появляется 
  толкование: не так просто появлялась Богородица, она, оказывается, предвещала 
  войну.
  Еще 1 фактор - степень современности толкования. 
  У знамений это выражено очень ярко. Почему люди решили, что явление Богородицы, 
  обновление иконы… обязательно должно предвещать войну? Такие случаи были 
  и раньше, но толкование бывало наверняка другое. И можно предположить, 
  что через 200-300 лет явление Богородицы будет трактоваться 
  иначе. Все зависит от современной социальной ситуации. В 20 веке самым 
  крупным историческим событием была 2 мировая война. Естественно, что народное 
  сознание соединило 2 эти факта в один, и знамение 
  получило свое толкование. Кроме того, выясняется, 
  что Богородицу видели и на севере России, и на юге, и на востоке, и на западе. 
  Этот факт подтверждают архивные данные разных регионов, в которых проводились 
  или проводятся исследования.
  Таким образом, можно говорить о степени современности толкования, о его возможном 
  изменении, зависящем от социально-исторических условий и той ММ, которая присуща 
  данному социуму.
  У знамений может не быть толкования в следующих 
  случаях:
  1) если знамение было, но еще ничего не произошло. Это очень похоже не современную 
  ситуацию: сейчас часто сообщают о том, что икона 
  плачет или обновляется, что кто-то видел Христа или Богородицу, но никто не 
  говорит, к чему все это происходит. Конечно, во-первых, не происходит 
  глобальных событий ( с этим можно поспорить), а, во-вторых, сейчас наука сделала 
  большой скачок вперед, и любое природное явление, чудо можно объяснить с 
  физической точки зрения. Толковать же согласно вере становится бессмысленно; 
  (это такие явления, как землетрясение, молния, гром…) 
  2) если толкование уже есть, то очень часто информант может его опустить, 
  но оно подразумевается. Все зависит от того, как поставлен вопрос (а у вас были 
  знамения - да;, а обновлялась ли икона - да;, а к чему обновлялась - к войне, 
  не знаю). Когда информант не раскрывает толкования, значит, в вопросе оно уже 
  содержится ( а у вас знамения были перед войной?), либо это выяснится из 
  дальнейших вопросов. Таким образом возникают коммуникативные лакуны.
  Кроме того, можно говорить об унификации толкований. 
  Сейчас сохранилось только одно - перед войной. Библейские знамения уже никто 
  не помнит (явления Захарии в храме ангела, который предсказал ему рождение Иоанна 
  Крестителя), хотя информанты чаще всего люди верующие.
  Из сказанного видно, что у знамений толкование очень неустойчивое, нефиксированное, 
  часто зависит от ряда причин.
  
  Кроме того, легенды отличаются еще и тем, что у них есть назидательность, 
  функция предписания. (Идет нищий старичок, просит у первого встречного хлеба, 
  а тот ему не дает. Потом этого человека постигает какое-нибудь несчастье, выясняется, 
  что старичок - Бог, который ходит по земле. Отсюда мораль - подавать нищим и 
  обездоленным. Если откажешь, то тебе будет плохо.) 
  У знамений такого предписания нет. Соединяющим 
  элементом между легендами и знамениями являются запреты. 
  У них есть предписывающая функция ( не делай то-то) и прогностическая (иначе 
  будет плохо). Но последняя проявится, если запрет нарушен. Т.о. у него есть 
  толкование, а в основе лежит скрытая прогностическая функция. 
  По структуре композиции знамения очень близки к запретам. Сравним 2 текста: 
  Икона обновляется перед войной; Нельзя работать 
  в праздник, а то Бог накажет. В первом случае перед нами знамение, во втором 
  - запрет, но структура одинаковая: можно подвести под формулу если-то: если 
  икона обновляется, значит, будет война; если будешь работать в праздник, то 
  Бог накажет. Синтаксически тексты построены по-разному, но смысл один. 
  То же можно сказать о приметах, гаданиях сравнивая их со знамениями. Композиция 
  и тех и других состоит из 2 частей: а) условие 
  б) толкование. Здесь применима та же формула если-то.
  Примета: курочка воды напьется - будет теплое лето; знамение: икона обновляется 
  перед войной.
  Как и в случае с запретом синтаксическая конструкция разная, но формула 
  так же подходит: если курочка воды напьется, то лето будет теплым: если 
  икона обновилась, то будет война.
  Хотя знамения вышли из примет, имеют такое же строение, 
  заимствуют из них символику и образность, но есть много различий.
  Знамение, по определению Ожегова, - это знак, общественное 
  явление, характерное для данного времени, касается жизни социума. Оно 
  проявляется перед глобальными событиями, как социального, 
  христианского так и природного порядка: войной, засухой, наводнением, рождением 
  Спасителя… Причем чаще библейское знамение приходит во сне, отсюда и 
  появляется вещий сон. Примета же касается частной жизни человека, имеет ярко 
  выраженную локальную функцию. А те, которые касаются 
  общественной жизни (см выше классификацию примет), и являются знамениями.
  Еще примета в отличие от знамения имеет предостерегающую 
  функцию. Каждое явление толкуется, но не каждого можно 
  избежать. В связи с приметами это возможно, а со знамениями нет. Событие, 
  которое предсказывается в примете, можно предотвратить при помощи магических 
  или ритуальных действий ( увидев черную кошку, нужно 3 раза плюнуть через левое 
  плечо), а знамение появляется по воле Бога, и человек 
  оказывается бессилен перед лицом высших сил.
  Кроме того, как уже было видно из анализа толкования знамения, у них оно нефиксированное, 
  неустойчивое ( Черная или белая стрела, летящая с Запада, не обязательно к войне; 
  она просто может разрушить церковь - такие тексты записывались: " На Западе 
  перед войной такая белая, как стрела. Белая, прямо вот ободка - и стрела прямо 
  стрелой. С Запада на Восток, осенью было, а летом война.", "А у нас 
  вот в церковь как стрела влетела - даже 2 иконы вынесла"), а у примет, 
  гаданий, запретов, снотолкований оно устойчивое, 
  выработано столетиями. У знамений толкование зависит еще и от времени, социально-исторических 
  условий. То есть в случае с малыми жанрами мы знаем предсказание заранее (и 
  можем узнать сразу будущее), а в случае со знамением - нет.
  С оговоркой можно сказать, что если устойчивое толкование 
  примет, гаданий, запретов, снотолкований подтверждается, то они становятся знамением 
  для 1 человека. И наоборот: если знамение получает устойчивое толкование, то 
  оно может перейти в разряд примет.
  Чаще всего приметы, запреты предсказывают что-то плохое., это обуславливается 
  спецификой природы этих жанров и мировоззрением человека в древности (люди ждали 
  только наказания). Знамения же, снотолкования, гадания имеют не только отрицательные, 
  но и положительные коннотации толкования. Если 
  предсказывается что-то плохое, то это отрицательные ( к войне, засухе, наводнению…), 
  а если к хорошему ( богатству, рождению Спасителя…), то положительные. Кроме 
  того, как только предсказывается что-то плохое, тут же появляется запрет не 
  делать этого, остеречься (это касается и малых жанров, и знамений).
  Сюжет знамений выстраивается по принципу былички или легенды, все зависит от 
  рассказчика. Функция его - распространить структуру, 
  которая лежит в основе текста если-то. Так, можно просто сказать, что было знамение 
  перед войной - обновилась икона (представить в виде того, как рассказываются 
  приметы), а можно этот факт включить в контекст мемората, легенды …
  Еще знамения связаны с быличками по набору персонажей: 
  записывались тексты знамений, в которых говорилось, что перед войной видели 
  черного человека, идущего с Запада.
  Встречаются также персонажи - символы: стрела черная, 
  летящая с Запада, горящие столбы, кресты и окна в небе.
  Кроме того, старообрядцы считают, что людям являться могут не 
  только ангелы, Бог, Богородицы, но и дьявол. Причем сатана никогда не 
  явится человеку в своем истинном обличии. Они считают, что в современном мире 
  он чаще всего является в виде барабашки, которого 
  нельзя увидеть, но можно услышать, в виде загадочных существ без головы ( так, 
  в 1989 году около деревни Андропово на юге Пермской области вечером по полю 
  перемещался человек без головы), снежного человека, 
  который обладает сильными гипнотическими свойствами и внушает страх ( они считают, 
  что при приближении дьявола человек испытывает 
  страх), НЛО, которые заявляют, что они помощники Высшего разума, которого на 
  Земле Богом зовут, а их цель - спасти человечество от надвигающейся катастрофы. 
  Кроме того, люди, которые видели НЛО, говорят, 
  что невозможно определить их пол ( а из Библии известно, что демоны 
  бесполые).
  Конечно, такие рассказы больше похожи на былички, но нельзя забывать, что в 
  христианстве у Бога есть антипод - сатана, который является падшим ангелом, 
  а если человек видит Бога или ангела, даже падшего, 
  то это уже является знамением. Поэтому вопрос о 
  таких текстах и о дьяволе остается пока открытым.
  На месте появления знамения люди часто устраивают святые места, строят храмы, 
  ставят специальные святые камни.
  Само же знамение чаще всего появляется на границе чистого 
  (святого) и нечистого пространства. Здесь проявляется действие оппозиции "свое 
  - чужое", которая связана с категориями пространства и времени: когда и 
  где происходит взаимодействие миров. Это может 
  быть в определенных точках: на кладбище, в лесу, 
  на дороге, между небом и землей ( часто люди видели в небе кресты, огненные 
  столбы и т.д.).
  Таким образом, знамение, которое имеет сложную историю 
  появления и развития, - это текст, который принадлежит к разряду несказочной 
  прозы к жанру легенд, соединяет в себе элементы малых 
  жанров с предписывающей и прогностической функцией, явной и скрытой: 
  такую же композицию, символику, образность, но постоянного толкования не имеет; 
  оно зависит от временного фактора, социально-исторических условий. Соединяет 
  в себе языческие и христианские черты, что обусловлено происхождением 
  знамений и взаимодействием с другими жанрами в русском фольклоре.