История театра «БРАТЫНЯ»

Первое выступление театра состоялось осенью 1981 г. Внешним поводом послужила отчетная конференция по итогам летней фольклорной экспедиции кафедры фольклора МГУ в русские села Татарии. Решив сопроводить научные доклады “живой” демонстрацией собранного материала, участники экспедиции подготовили и разыграли несколько сценок. Именно тогда родилась идея создания при кафедре постоянно действующего фольклорно-этнографического театра. Поскольку основными участниками театра были студенты и аспиранты филологического факультета, состав его на протяжении 30 лет постоянно менялся (всего через театр “прошло” около 300 человек).

Статья в честь 35-го дня рождения театра в весеннем номере "Глаголицы" за 2016 год. Автор Наталия Дровалёва


В настоящее время деятельность театра выстраивается по нескольким направлениям.

  • Экспедиционная деятельность

    В ходе экспедиционных поездок осваивается диалект и народные промыслы, собирается фольклорно-этнографический материал и реквизит для будущих спектаклей. Таким образом сформировалась интересная коллекция аутентичных предметов материальной культуры, активно задействуемая на выступлениях театра (народные костюмы; медная и глиняная посуда, прялки, изделия ткачества). Недостающий реквизит (украшения, пояса, головные уборы и пр.) создаётся актерами по старым технологиям, записанным и заснятым на видеокамеру от известных деревенских мастеров.

  • Научно-исследовательская деятельность

    Выезд в деревню в составе экспедиции с целью собирания фольклорно-этнографического материала - это лишь первый шаг в длительном и сложном процессе изучения конкретной локальной или региональной культурной традиции, который затем продолжается в виде проведения научно-практических конференций по полевой фольклористике, в виде написания статей, курсовых, дипломных, диссертационных работ и публикации подробно прокомментированных сборников текстов (общее число научных публикаций участников театра – более 80).

    Серьезные полевые и научно-исследовательские изыскания позволяют разнообразно и оригинально выстраивать работу нашего театра и ежегодно создавать 1-2 новых спектакля (“Зимние святки на Вятке”, “Вятская свадьба”, “Пинежское игрище”, “Пушкин и фольклор”, “Русский год”, “Русский год: зимние святки”, “Русский год: масленица” и др.).

  • Проектная деятельность

    В конце 1999 г. по инициативе руководителей коллектива доцента филологического факультета А.А.Ивановой и старшего научного сотрудника географического факультета В.Н.Калуцкова был разработан эколого-туристический проект «Экопомочи». Проект ставил перед собой задачу поддержки традиционных ремесел и фольклора средствами экологического туризма (с этой целью в 2000-2001 гг. театр выезжал в Пинежский район Архангельской области, в 2002-2203 гг. на Светлояр, в с. Владимирское Нижегородской обл.).

  • Концертно-просветительская и образовательная деятельность

    Клубная форма существования театра естественно дополняется публичной концертной деятельностью, преследующей цель приобщения к народным истокам людей разного возраста, живущих в городе и деревне.

Вот так говорят о театре участники труппы:

Настя Шмелькова

Театр - это маленькая параллельная жизнь. Со своими вдохновениями и разочарованиями… Но главное, что в кругу удивительно живых, творческих людей, с любовью относящихся к традиции и русскому народу, рождается уже наш особый театральный язык, плоть от плоти того, что в экспедициях собираем мы от бабушек и дедушек, что пропускаем через себя, через свое сердце мы - современные молодые люди. И очень хочется, на самом деле, поделиться этой живой водой с людьми, оторванными от корней, пробудить их память, рассказать им "сказку"… А искренняя радость и слезы наших зрителей - достойная награда тому, что мы делаем.


Леша Дубосарский
Театр и я

Мое отношение к театру изначально базировалось на интуиции, как и мое отношение к людям вообще и членам коллектива "Братыня" в частности. С детства я любил изучать (громко сказано) историю и обычаи народов, в том числе и русского, хотя раньше фольклором для меня были тролли, лешие, то есть в основном нечисть vs. богатыри-витязи + Толкиен. Теперь я стал больше разбираться в том, что такое фольклор, и все благодаря театру (коллективу).

Театр - пение + постановка. Возможность научиться тому, чего вообще не умеешь. Кроме того, много других возможностей и "светлое и интересное" будущее.

Мои научные изыскания затрагивают сферу фольклора - мне следует заниматься им, а также быть в театре.


Аня Хелемендик

Фольклорный театр - это уникальная возможность донести до зрителя народную культуру во всем ее многообразии. Театр много дает и его участникам; это попытка вернуться к истокам народного бытия, осмыслить его и показать в реальных и доступных формах. В театре реализуются явные и скрытые возможности человека: обнаруживаются актерские данные, способности к фольклорному пению и танцу, может быть, даже просыпается историческая память. Спектакли нашего театра заставляют зрителей задуматься над тем, кто они и откуда, чем они отличаются от своих бабушек и так ли уж далеко шагнуло современное сознание от мифологизированного сознания наших предков.


Ксеня Балобанова
Театр о себе

Театр "Братыня" - это люди, которым дорогa народная музыка и ритм - музыка и ритм песни, костюма, обряда, жизни. Мы пытаемся сделать так, чтобы эта музыка случилась, прозвучала для тех, кто оказался нашими зрителями, здесь и сейчас. Здесь и сейчас - вопреки дистанции, которая разделяет горожанина XXI века и традицию многовековой давности. Здесь и сейчас - благодаря этническому прошлому, культурной памяти, благодаря непреходящей красоте народной культуры. В наших спектаклях мы пытаемся проявить те смыслы, которые, в результате определенной работы, становятся актуальными для нас, создавая особое пространство "вторичного фольклора", то есть культуру освоения народной традиции.