Кафедра русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов

филологического факультета

Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Материалы для студентов

 

Преподаватель Гусева Елизавета Викторовна

elviguseva@mail.ru

 

 

Главная

Грамматика

Темы и тексты

Песни

Совмещенная группа 4 и 5 курсов:

4 курс бакалавры-психологи (2019 г/п)

Гао П.

401

Ли М.

401

Кан Ц.

406

Чэнь К.

408

Сюй С.

409

5 курс бакалавры-психологи (2018 г/п)

Чжан Цзысюань

501

Вэй Доудоу

502

Хуан Цяньлэ

505

 

Весенний семестр (8 или 10)

Расписание:

 

10, 17 февраля и 3 марта пятница (ЗУМ), 18:45—20:15
с 10 марта пятница (ауд. 307) 17:15—19:15

 

 

РР 10 февраля

Задание на 17 февраля 2023 г. :        

Дать экспертную психологическую оценку ситуации, представленной в фильме «Бумеранг».

Оценить сам фильм с точки зрения представления основной идеи.

РР 17 февраля

(короткомметражки "Предложение", "Навсегда").

 

Задание на 3 марта 2023 г. :        

1. Подготовить ответы на вопросы студентов 1 курса по предметам специальности (список вопросов будет выслан в субботу).

2. По короткометражкам (см. сайт) ответить на вопросы и дать экспертную психологическую оценку представленным ситуациям.


1. "Спасибо" (7 минут)

1. За что главный герой благодарит толкнувшего его прохожего?
2. Какова роль диалога кирпичей в понимании всего фильма?
3. Для чего нужны последние фразы главного героя (разговор по телефону)?
4. Дайте альтернативное название этому фильму.

2. "Вдох" (10 минут) 1. В какой момент происходит перелом в сознании главной героини?
2. Что символизирует оставленный на скамейке телефон?
3. Какова связь судьбы главной героини с тем, что рассказала ей девочка?
4. Как вы объяните, почему фильм назван "Вдох"?
3. "Одна любовь" (14 минут) 1. Сравните диалоги Андрея с другом и Анастасии с дедушкой.
2. Какие чувства возникли у вас, когда вы прочитали об аварии? (7:26—7:36)
3. Зачем автор вставил в фильм кадры посещения дедушкой Насти кладбища?
4. Как вы думаете, почему автор не стал делать так, чтобы Андрей узнал об аварии?
4. "Пять минут" (11 минут) 1. В какой момент вам стало понятно, что на самом деле происходит?
2. Зачем главные герои врут друг другу?
3. Как вы думаете, что на самом деле они испытывают?
4. Почему автор оставил героев в неведении о реальной ситуации?
5. "Свободные деньги" (13 минут) 1. Почему посетитель магазина положил 5 тысяч в ящик для пожертвований?
2. Как вы думаете, какие чувства испытывала продавщица, вытаскивая купюру из этого ящика?
3. Кто, с вашей точки зрения, запустил цепочку перемещения купюры?
4. Сформулируйте главную идею фильма.

РР

Задание на 10 марта 2023 г. :        

1. Подготовить ответы на вопросы студентов 1 курса по предметам специальности:

1.Есть ли большие различия (в учебе, в практике и в трудоустройстве) в программах по базовым курсам (например, «Патопсихология», «Психотерапия и психоаналитическая психология»)?
2.Когда нужно будет выбрать конкретное направление психологии?
3.Как и кем организуются эксперименты на кафедрах: студент делает это самостоятельно или должен быть руководитель?
4.Что такое «гештальт-психология»?
5.В чем смысл мотивации (психологической мотивации)?
6.Как решать задачи на плотность распределения?

2. По короткометражкам:
А. Фильм «Свободные деньги» с вопросами к нему.
Б. Незачтённые фильмы — письменно: Гао — 1 и 2, Ли — 1, Сюй — 1 и 2, Чжан — 1, 2, 3, 4 (прислать письменные ответы на вопросы по фильмам и заключение как психолога).

3.Пробный тест ТРКИ-3, Чтение.

 

 

Задание на 17 марта 2023 г. (18:00, ауд. 307):        

Занятие для тех, у кого есть долги по фильмам ("Бумеранг", "Предложение", "Навсегда", "Спасибо", "Вдох", "Одна любовь", "Пять минут", "Свободные деньги").

 

Задание на 24 марта 2023 г. (16:30, ауд. 307):        

1. Подготовить урок по выбранной теме для студентов 1 курса.

 

 

Задание на 31 марта 2023 г. (18:00, ауд. 307):        

1. Тест по чтению (ТРКИ II). В данный момент на малоформатных устройствах выполнение теста будет затруднено. В случае невозможности использования широкоформатного устройства (т. е. компьютера) напишите мне письмо, я попробую переделать представление ответов в тесте.

Материалы к занятию:

Драгунский "Волшебная сила искусства", текст.
Фильм "Волшебная сила искусства" (вариант фильма на ОК).

 

7 апреля 2023 года занятие будет проведено в виде экскурсии. Студенты 1 курса готовят доклады по выбранным темам. Ваша задача --- дополнить их рассказы. Темы:

1.Первое здание МГУ (бывшая аптека) и Исторический музей.
2.История и здание факультета ИСАА, Императорский зал.
3.История и здание факультета журналистики и церковь св. Татьяны.
4.История и здание факультета психологии.
5.Музеи МГУ (на Моховой и на Ленинских горах).
6.Библиотека имени Ленина.
7.Дом Пашкова.
8.Манеж и манежная площадь.

14 апреля 2023 года занятие отменяется в связи с Ломоносовскими чтениями.

Задание на 21 апреля 2023 г. (18:00, ауд. 307):        

1. "Волшебная сила искусства" — сравнить текст и фильм по произведению. Описать различия. Определить, что лучше представляет отдельные моменты ситуации и смыслы. Сформулировать преимущества каждого из этих видов представления художественного произведения (текст и фильм).

 

Задание на 28 апреля 2023 г. (15:00, зум):        

1. "Забавное приключение" — сравнить текст Михаила Зощенко (стр. 1—5) и фильм Гайдая по произведению. Дать оценку ситуации и характерам/поведению главных героев.

 

Задание на 5 мая 2023 г. (??, зум):        

1. "Преступление и наказание" — сравнить текст Михаила Зощенко и фильм Гайдая по произведению. Описать и дать оценку приемам режиссера, позволившим сделать фильм более зрелищным и динамичным по сравнению с исходным произведением.

2. Все, кроме Чэнь Кэхань, сдают письменно задания по "Забавному приключению" (см. задание на 28 апреля) и "Свадебному происшествию" (1. В чём суть конфликта в показанной ситуации? 2. Есть ли в произведении положительные герои? 3. Каковы роли двух героев, введенных в фильм в отличие от рассказа, — друга жениха и отца невесты? 4. Какова роль песни в фильме?). Ответы необходимо прислать на электронную почту до 5 мая.
Текст, фильмы "Забавное приключение", "Свадебное происшествие"

 

 

Задание на 5 мая 2023 г. (самостоятельно):        

1. Повторите самостоятельно тему "Активные и пассивные конструкции в русском языке" (см. стр. 55—58 из учебника Н. В. Баско), выполните тест.

 

Задание на 19 мая 2023 г. (самостоятельно):        

Повторите самостоятельно тему "Определения" и выполните тесты по этой теме.

1. Вспомните правила склонения прилагательных. Тест "Определения в простом предложении".

2. Повторите тему «Причастия. Образование причастий» (см. страницу Грамматика). Тест "Причастия".

3. Повторите тему "Определения в простом предложении" (см. страницу Грамматика, материалы из учебника "Русский язык. Практический синтаксис", 1) выражение определительных отношений в простом предложении). Тест "согласованные vs. несогласованные определения".

4. Учебно-проверочный тест по несогласованным определениям

Не забудьте о предыдущих долгах!

Зачет/экзамен в этом семестре состоится 26 мая в 14:45. К этом времени все долги должны быть сданы.

 

1 семестр

Расписание:

пятница (ауд. 2.3.04 (красный корпус) )

13:00—14:30

18:30—20:00

Внимание! С 10 ноября начинаются аудиторные занятия. Те студенты, которые еще не смогли приехать в Москву, будут подключаться по ЗУМу.

В этом семестре половина работы будет творческой: каждый студент будет курировать проектную работу русского школьника-гимназиста по теме, близкой к вашей научной. Поэтому занятие в 18:30 - условное время, предназначенное для личных консультаций, отчетов по работе и редких групповых встреч. Реально встречаться для занятия мы будем в 13:00.

 

ЗУМ

Подключиться к конференции Zoom
https://us04web.zoom.us/j/74025008287?pwd=dZOX7KjyrZ05CQaDHYREOPqxbWKwpj.1

Идентификатор конференции: 740 2500 8287
Код доступа: 0rP2Kq

 

 

Задание на 16 сентября 2022 уч.г. :


          Рассказать о себе: где, когда родился/родилась; где учился/училась, как попал(а) в МГУ на психфак, почему именно психфак и именно в МГУ, кто помог выбрать профессию и вуз; какие предметы кажутся трудными, какими лёгкими, какие нравятся, какие нет; научные интересы, тема научной работы.

РР

 

Задание на 23 сентября 2022 уч.г. :


          Составить введение для своей научной работы / проектной работы школьника.

РР

Задание на 30 сентября 2022 уч.г. :


          Составить приглашение к работе над заявленной темой проектной работы школьника.

В приглашении обозначить тему работы, цель работы, что конкретно будет сделано, к каким интересным результатам можно прийти, какие положительные последствия будут у этой работы для познания/учебного процесса школьника и так далее (см. стр. 2 и 3 Приглашения 2 в Презентации урока 23 сентября).

РР

Задание на 7 октября 2022 уч.г. :


          Составить первую и вторую части «Вступления» — «Описание темы работы» (наука и ее разделы, изучающие данный вопрос) и «Основные определения».

РР

Задание на 14 октября 2022 уч.г. :


          Составить первую и вторую части «Вступления» — «Место данной работы в общей системе исследований».

РР

Задание на 21 октября 2022 уч.г. :

           Составить список этапов изучения вопроса с перечислением основных имен исследователей (к третьему пункту  «Вступления» — «История вопроса»).

 

В связи с техническим сбоем занятие пропало. Сделайте, пожалуйста, самостоятельно задание:

Задание на 28 октября 2022 уч.г. :

          Перед вами список проектных работ школьников 6 класса. Это предварительные темы. Прочитайте темы, предположите, о чем будут эти работы, подумайте, как каждую тему «повернуть» в сторону психологических исследований. Составьте предложения для школьников с советами, начиная слова типа: "Эту проблему можно рассмотреть с точки психологии" / "Эта проблема может быть изучена в рамках психологии" / " В этой теме есть психологическая составляющая" и под. и затем разъяснив, какое отношение тема имеет к психологии, что именно, в рамках каких теорий можно работать по данной теме. Оформите предложения в письменном виде.

Обратите внимание на тему "Лестница Эшера", потому что школьница сама хочет работать с кем-то из студентов.

"Поиграем в Робинзона"
Как создать игру
Разработка веб сайта
Как связаны музыка и математика?
Бермудский треугольник 
Про лестницу Эшера
С классом в космос!
Космическая эра: вчера, сегодня
Герой Крыма: история одного подвига
Новый год и Рождество в разных странах
Правильная утилизация батареек и мусора
Проблема чистоты в общественных местах
Экология Земли 

ВНИМАНИЕ!

4 октября занятие не состоится в связи с общегосударственным праздником.

РР

Задание на 11 ноября 2022 уч.г. :

1. Те, у кого определились подопечные школьники, должны связаться с ними и договориться о работе. На русском языке на следующем уроке составить отчет об этом (как связывались, о чем говорили, о чем договорились и т. д.).

2. Остальные выбирают представленные темы для 6-классников или для экономистов, обдумывают примерное содержание психологической составляющей, а затем связываются со школьниками — см. п. 1.

3. Тест на формы глаголов.

 

Задание на 9 декабря 2022 уч.г. :

1. Подготовиться к письменной аудиторной работе на тему "Восприятие и запоминание" (как должен быть представлен новый материал, чтобы учащимся его было легче запомнить).

2. Тест по видам глагола.

РР

Задание на 16 декабря 2022 уч.г. :

1. Три упражнения по неопределенным местоимениям:

2. Вспомнить, что такое определительные местоимения (весь, все, всякий, каждый, любой….).

 

16 декабря будет проходить устная часть зачёта.

Зачёт будет выставляться по результатам работы в семестре. Дополнительно будет проведена устная беседа (о работе с проектами школьников или о текущей научной работе — для тех, у кого нет подопечных школьников). Учитывается:

а) посещаемость,

б) активность,

в) устные ответы на занятиях,

г) письменная работа 9 декабря,

д) тесты (2 на глаголы, см. ссылки на 11 ноября и 9 декабря; 1 на местоимения),

е) устная беседа.