Very new technologies!

Г.Е.Кедрова

Программа интенсивного курса для преподавателей филологического факультета МГУ

"Азбука Интернета. Интернет-технологии в профессиональной деятельности"

(10 академических часов, 5 занятий)

  1. Введение в Интернет. Информационные ресурсы Интернета. История возникновения и развития Интернета, основные этапы. Использование Интернета в России.
    1. Основные сервисы Интернета: что это такое? Сетевые протоколы: TCP/IP, UUCP, SMTP, POP3, FTP, HTTP.
    2. Адресация в Интернете. Структурные компоненты адресов. URL – Universal Resource Locator. Адреса электронной почты, их структура.
    3. Практическое задание: простейшие программы связи по сети (предоставление доступа разного уровня к файлам через Windows, служба пересылки сообщение Winpopup, обращение к on-line каталогам библиотек по Telnet и WWW). Обращение к ftp-серверам. Правила работы в Сети – инструкция пользователя.
    4. World Wide Web (WWW). Возникновение WWW, современное состояние, базовые понятия: гипертекст, ссылки.
    5. Броузеры как основная стандартная программа работы с ресурсами Сети: сопоставительный анализ программ Internet Explorer, Netscape Navigator. Основные структурно-функциональные компоненты броузера Internet Explorer. Рабочее окно программы. Работа с адресом и ссылками. Настройка броузера. Изменение кодировки для загружаемых страниц.
    6. Практическое задание: путешествие по Web-site, создание закладок, сохранение Web-информации на локальном диске. Параллельная работа с несколькими Web-страницами.

  2. Электронная почта и телеконференции.
    1. Специализированные программы E-mail: однопользовательские (Internet Mail, Netscape Mail), многопользовательские (Pegasus Mail). Основные структурно-функциональные компоненты Internet Mail. Настройка. Рабочее окно программы: заголовок окна, меню, панель инструментов, выбор папки, содержание папки, заголовок письма, содержание письма, строка состояния, индикатор подключения. Функциональные возможности панели инструментов, рекомендации по их использованию. Практическое задание: создание сообщения и отправка сообщения. Письмо с приложением. Просмотр почты и формирование ответа. Изменение кодировки русских символов, некоторые дополнительные программы дешифровки (перекодирования) приходящих писем. Работа с адресной книгой.
    2. Новостные группы. Usenet. Возникновение и современное состояние. Правила работы в телеконференциях и рекомендуемая стратегия пользования Новостями. Общедоступные новостные рускоязычные серверы и группы конференций, их иерархия. Модерируемые и немодерируемые эхоконференции. Программа Internet News. Настройка. Рабочее окно программы. Подписка на группу новостей, основные уровни иерархии и их типовые обозначения, отмена подписки, отмена подключения к серверу новостей. Поиск профессионально-ориентированных групп эхоконференций. Архивы новостных групп. ICQ.

  3. Поиск информации в Интернете. Поисковые инструменты (поисковые серверы) и работа с ними.
    1. Типология поисковых серверов. Краткая характеристика серверов: Magellan, Point, Excite, Alta Vista, Infoseek, Dejanews, Who's Who, WhoWhere, Metasearch. Основные функционально-структурные компоненты поисковых машин.
    2. Стратегия формирования запроса к поисковому серверу. Простейший поиск и поиск с использованием логических операторов (AND, OR, NEAR, NOT) и специальных знаков (*, +, -). Выбор параметров поиска в зависимости от задачи. Практическое задание: формирование запроса с использованием разных поисковых серверов. Русскоязычные поисковые серверы и рекомендательные правила формирования запроса к этим серверам. Поиск в архивах групп новостей. Поиск программного обеспечения в Интернете. Поиск адресов электронной почты.

  4. Филологические ресурсы Интернета и возможности их использования в дистанционном образовании.
    1. Типы информационных серверов и поиск информации в Интернете, представляющей интерес для филолога: энциклопедии, словари, конкордансы; системы автоматического перевода, собрания художественных произведений, виртуальные библиотеки, электронные средства массовой информации, образовательные системы, культурологическая информация.
    2. Учебные языковые Web-серверы: их типология и структурно-функциональные модули.
    3. Дидактические возможности сервисов WWW, Real-Audio, синхронных и асинхронных компьютерных конференций, средств groupware.

  5. Создание Web-страниц и их наполнение.

5.1. Проектирование Web-страницы. Теория и практика гипертекста.

    1. Как сделать свою информацию доступной для других с помощью WWW. Введение в HTML.
    2. Работа в средах проектирования учебных курсов (WebCT и др.).

Пишите: kedr@philol.msu.ru