Центр когнитивных исследований

Психолингвистика

Методологические основы психолингвистики
О.В. Федорова
Психолингвистика – совсем молодая наука, так что большое количество важных методологических вопросов требуют дополнительных разработок. В первую очередь, это относится к вопросу о соотношении в психолингвистических исследованиях языковых данных, полученных путем интроспекции, наблюдения и эксперимента. ПодробнееКроме того, и в рамках экспериментальной парадигмы существует континуум от более естественных к более искусственным языковым данным, что находит отражение в противопоставлении двух исследовательских парадигм – «язык как продукт» и «язык как действие». Наконец, важным методологическим вопросом представляется вопрос об интеграции и дифференциации психолингвистики в пространстве когнитивной науки, а также о взаимовлиянии когнитивной лингвистики, психолингвистики, когнитивной психологии и нейролингвистики.
Проект: Создание, апробация и использование тестов по определению объема рабочей памяти: понимание и порождение
О.В. Федорова, А.А. Ципенко, В.Ф. Спиридонов
В ходе классического психолингвистического эксперимента на определение объема рабочей памяти при понимании речи (см. Daneman and Carpenter. Individual differences in working memory and reading // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior 19, 1980) испытуемый должен читать отдельные предложения и одновременно удерживать в памяти последние слова ранее прочитанных предложений. ПодробнееПервая часть настоящего проекта направлена на создание русскоязычной версии аналогичного теста и исследованию вопросов, связанных с тестированием известной модели рабочей памяти Алана Бэддели. Вторая часть проекта направлена на создание подобного теста, направленного на определение объема рабочей памяти при порождении речи; англоязычная версия была создана авторами работы Daneman and Green. Individual differences in comprehending and producing words in context // Journal of Memory and Language 25, 1986, которые давали испытуемым задание читать и запоминать отдельные слова, а затем придумывать предложения с каждым из них. Основное предположение исследователей, тестируемого в ходе настоящего проекта – тезис о корреляции объема рабочей памяти с беглостью речи.