новости факультета

29–30 марта на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова кафедрой иберо-романского языкознания была проведена юбилейная традиционная конференция «IX Камоэнсовские чтения». На конференции было сделано 27 докладов, представленных учеными из МГУ, МГИМО, МГЛУ, РГГУ, РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Дипломатической академии МИД РФ, Военного университета, Российской академии наук. Доклады были посвящены вопросам истории португальского языка, литературы и искусства стран португальской речи Европы, Америки и Африки, вопросам грамматики и лексики современного португальского языка, лингвострановедению, социолингвистики стран португальской речи, а также проблемам методики преподавания и переводоведения.

все новости →


Конференция

Рассказанное и зримое. Поэтика и технологии трансмедийного перевода

6–7 ноября 2009 года, Москва, филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова

Слово и образ в человеческой культуре всегда существовали в динамическом единстве. Древние изображения сопровождались заговором, служили своего рода «иллюстрациями» мифологических сюжетов. Создание современного фильма начинается с написания сценария, а заканчивается рекламной аннотацией и рецензией кинокритика. Многообразие медийного мира открывает все новые, порой парадоксальные возможности сочетания и противопоставления словесного и изобразительного ряда. И «серьезное» искусство, и массовая культура постоянно ищут и нередко находят неожиданные варианты решения этой старой и вечно актуальной задачи.

Кафедра общей теории словесности филологического факультета МГУ исследует различные аспекты данной проблематики. Конференция «Рассказанное и зримое» — предварительный итог работы учебных и творческих семинаров, дискуссий, исследовательских опытов разного уровня (включая написание дипломных работ). Вместе с тем задача конференции — расширить поле зрения филологов, интересующихся медийной проблематикой и работой на стыке речевых и изобразительных средств современной культуры.

Формат конференции: в рамках каждого из трех (трехчасовых) заседаний предполагается 2-3 «постановочные» проблемные сообщения и подробное обсуждение обозначенной проблематики.


6 ноября (пятница) 16.00–19.00 

Кино-образ национальной мечты

В годы великой депрессии в США именно кино стало опорой национального духа: зрители смогли увидеть «американскую мечту» и поверить в нее. Немного позднее по ее образцу была предпринята попытка создать советскую киноверсию национальной (или интернациональной?) мечты. С тех пор движущееся изображение в различных сочетаниях с речевыми и литературными практиками используется — все шире — как средство мобилизации «доверия к себе» и мотивации к действию. Каковы плюсы и минусы, возможности и ловушки этого процесса?

Докладчики и ведущие дискуссии: Даниил Борисович Дондурей, кинокритик и социолог искусства, главный редактор журнала «Искусство кино» и Юлия Борисовна Идлис, литературовед, критик, зав. отделом культуры журнала «Русский репортер».


7 ноября (суббота) 10.00–13.00 

Бумажная архитектура: утопия и художественный эксперимент

Бумажная архитектура — это проект на бумаге плюс его словесное описание, не находящие, а порой и не предполагающие воплощения в материале. Истоки бумажной архитектуры — в утопических видениях авангардистов, чьи планы намного опережали технические и экономические возможности своего времени («башня» Татлина, невероятные небоскребы конструктивистов). В наши дни художники и архитекторы опираются на опыт авангарда, создавая неутилитарные варианты архитектурной утопии. Она же составляет и давний, любимый мотив литературы (не только в «Четвертом сне Веры Павловны»!) — тем самым предмет возможного продуктивного разговора филологов и архитекторов.

Докладчики и ведущие дискуссии: Юрий Аввакумов, архитектор и художник, создатель электронного архива «бумажной архитектуры» и Александр Боровский, архитектор и художник


7 ноября (суббота) 13.00–16.00

«Изображение запрещено»: от романтических видений к концептуальному искусству

Современное искусство в своих истоках — игра и эксперимент, иногда предполагающий резкое самоограничение, проведение непреодолимых границ и запретов. Создание искусственно шоковых ситуаций заставляет читателя и зрителя по-новому осмыслить привычные явления. Предмет обсуждения за круглым столом — разнообразные ситуации, когда изображение «стоит перед глазами», не будучи и даже отказываясь быть буквально зримым: экскурсия по картинной галерее с завязанными глазами, картины для слепых (зрители смотрят «ушами») или «фиктивные» картины, существующие исключительно в литературном описании.

Докладчики и ведущие дискуссии: Юрий Альберт, концептуальный художник и Екатерина Владимировна Иноземцева



119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.