Издания факультета филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Проекты филологического факультета ко Дню Великой Победы «Дети и внуки Победы» и «Бессмертный полк» (проект студсовета)


новости факультета

ЛЕТНЯЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРАКТИКА 2018
для студентов романо-германского отделения филологического факультета.
Задания по летней компьютерной практике можно получить на собрании 20.06.18 и 25.06.18 с 12:00 до 15:00 в комнате 983. Подробнее о собрании.
все новости →


Издания филологического факультета

Учебники и учебные пособия для иностранцев

  1. Забудская Я. Л. Римская литература: Учебное пособие для иностранных студентов по курсу «История античной литературы». Ч. 2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 48 с., 250 экз.
  2. «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» (М.В. Ломоносов): Учебное пособие по развитию речи для иностранных учащихся. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 108 с., 300 экз.
  3. Носова Е. Г., Гапонова И. А. Одна федерация — 16 земель: Тексты по страноведению с упражнениями (на немецком языке) || Nosova E., Gaponova I. Ein Bund — Sechzehn Länder: Landeskundliche Texte mit Übungen. — М.: МАКС Пресс, 2010. — 204 с., 300 экз.
  4. Забудская Я. Л. Древнегреческая литература: Учеб. пособие для иностранных студентов по курсу «История древнегреческой литературы». — Ч. 1. — М.: МАКС Пресс, 2009. — 48 с., 200 экз.
  5. Российские учёные – нобелевские лауреаты: Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Л. В. Белоброва, Н. В. Белова, Т. В. Кортава, В. А. Кузьменкова, Е. К. Столетова; Под общ. ред. М. Л. Ремнёвой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. – 180 с. – ISBN 978-5-211-05426-4, 500 экз.

    Учебное пособие знакомит иностранных учащихся с научной деятельностью российских учёных – лауреатов Нобелевской премии. Пособие предназначено для развития культурологической и коммуникативной компетенций в области чтения и говорения. Адресовано иностранным студентам, аспирантам, стажёрам продвинутого этапа обучения, овладевающим естественнонаучными специальностями. Может быть также рекомендовано учащимся из стран СНГ и Балтии, совершенствующимся в русском языке.

  6. Всеволодова М. В., Панков Ф. И. Практикум по курсу «Теория функционально-коммуникативной грамматики»: Рабочая тетрадь. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 208 с. (формат 60х90 1/8). – ISBN 5-211-05116-5, 500 экз.

    Пособие предназначено для слушателей курсов «Теория функционально-коммуникативной грамматики», «Функциональный синтаксис», для студентов отделения «Русский язык как иностранный» филологического факультета и для всех тех, кто интересуется проблемами практической функционально-коммуникативной грамматики русского языка.

  7. Ученые Московского университета: Учеб. пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Л. В. Белоброва, В. М. Касьянова, Т. В. Кортава, Н. В. Красильникова, В. А. Кузьменкова; Под общ. ред. М. Л. Ремнёвой. – М.: МАКС Пресс, 2005. – 140 с. – ISBN 5-317-01345-3, 500 экз.

    Учебное пособие знакомит иностранных учащихся с научной и педагогической деятельностью выдающихся учёных-естествоиспытателей МГУ. Пособие предназначено для развития и активизации речевых умений в чтении и устной речи на материале текстов, близких к специальности учащегося. Пособие адресовано студентам, аспирантам, стажёрам продвинутого этапа обучения, овладевающим естественнонаучными специальностями.

  8. Московский университет в жизни выдающихся деятелей русской культуры: Учеб. пособие по русскому языку для иностранных учащихся / Н. Н. Жукова, В. М. Касьянова, Т. В. Кортава, Е. К. Столярова, В. М. Топчиева; Под общ. ред. М. Л. Ремнёвой. – М.: МАКС Пресс, 2005. – 112 с. – ISBN 5-317-01346-1, 500 экз.

    Пособие предназначено для иностранных студентов, аспирантов и стажеров продвинутого этапа обучения (I сертификационный уровень). В пособии впервые представлены тексты, знакомящие иностранных учащихся с выдающимися деятелями русской культуры и литературы, которые учились в Московском университете, а также с некоторыми сторонами культурной жизни Московского университета.

  9. Юдина Л. П., Битехтина Г. А. Глаголы движения: Устные упражнения с комментариями: Пособие по русскому языку для иностранных учащихся. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 136 с. (формат 60х90 1/8). – ISBN 5-211-05191-2, 500 экз.

    Данное пособие имеет целью способствовать выработке навыков правильного употребления глаголов движения в разных ситуациях общения. Пособие содержит развернутый комментарий, касающийся образования форм глаголов и описания условий употребления глаголов движения типа идти и ходить без приставок и с приставками. В пособии содержатся разнообразные упражнения, способствующие развитию речевых навыков: условно-речевые и речевые упражнения. Упражнения выполняются в устной форме под контролем преподавателя. Пособие может быть использовано при обучении разных категорий учащихся: студентов, магистрантов, стажеров, а также в разных формах краткосрочного обучения (I, II сертификационный уровень владения языком).

  10. Панков Ф. И., Бархударова Е. Л. Русская фонетика и интонация: Практическое пособие для иностранных магистрантов-лингвистов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 148 с. – ISBN 5-211-04793-1, 500 экз.

  11. Тахо-Годи Е. А. Пушкин: От «первообраза» к тексту: Учеб. пособие для студентов РКИ и иностранных учащихся: (Продвинутый этап). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 80 с.: ил. – ISBN 5-211-05070-3, 200 экз.

    Пособие адресовано иностранцам-филологам продвинутого этапа изучения русского языка и студентам РКИ в качестве методического образца комментированного чтения художественного текста в иностранной аудитории.

  12. Короткова О. Н., Одинцова И. В. Разговор по душам: Пособие по развитию речи для изучающих русский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 152 с. – ISBN 5-211-04815-6, 1000 экз.

    Цель пособия – активизация навыков устной речи, совершенствование коммуникативной и культурологической компетенции учащихся. Пособие ориентировано на обучение русской разговорной речи. Оно состоит из четырех глав, объединенных единым сюжетом. В каждой главе представлены полилоги, тексты монологического характера, различные виды заданий.

    Котвицкая Э. с. Русские числительные в таблицах, комментариях и упражнениях: Сб. упражнений по русскому языку для иностранцев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – ISBN 5-211-05115-7, 240 с.

  13. Практикум по русскому языку: Для иностранных учащихся, обучающихся в нефилологических вузах России: Сб. грамматических упражений: Основной этап / А. с. Александрова и др.; Отв. ред. Д. И. Фурсенко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 388 с. – ISBN 5-211-04732-X, 500 экз.

    Настоящий «Практикум по русскому языку для иностранных учащихся, обучающихся в нефилологических вузах» имеет целью обеспечить учащихся-иностранцев языковым материалом для практического овладения грамматической базой, представленной в программах и учебниках по русскому языку для данной категории учащихся на основном этапе обучения. Он состоит из двух частей: корректировочного и основного курсов. Корректировочный курс, равно как и весь «Практикум», строится на структурно-семантической основе по логико-грамматическому принципу. Он призван отработать языковой материал, связанный с наиболее типичными ошибками учащихся и не усвоенный на начальном этапе обучения.

  14. Бархударова Е. Л. Пособие по фонетике и интонации русского языка для иностранных магистрантов-литературоведов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 116 с. – ISBN 5-211-04705-2, 500 экз.

    Книга представляет собой учебное пособие по русской звучащей речи. В полном объеме оно предназначено для иностранных магистрантов-литературоведов, однако может быть также использовано в работе с иностранными студентами, аспирантами и стажерами-филологами. Цель пособия – корректировка и автоматизация произношения на среднем и продвинутом этапах обучения русскому языку. Материал пособия отражает типологические особенности фонетической и интонационной систем русского языка, что обуславливает возможность применения пособия в группах учащихся разных национальностей.

    Битехтина Г. А. и др. По-русски – без ошибок! (Пособие по грамматике русского языка для иностранных учащихся) / Г. А. Битехтина, Е. А. Зелинская, Л. П. Клобукова, О. В. Луценко, А. И. Рябова, А. В. Сергеева, А. В. Фролкина, О. В. Чагина, И. Н. Афанасьева; Под науч. ред. Г. А. Битехтиной, Л. П. Клобуковой, А. В. Фролкиной. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1995. – 310 с. – ISBN 5-89042-008-9, 2000 экз.

    Пособие адресовано иностранным учащимся продвинутого этапа. Цель пособия – помочь учащимся усвоить основные морфологические и синтаксические категории русского языка, понять их системные связи, научиться активно употреблять в речи.

  15. Величко А. В., Башлакова О. Н. Какой падеж? Какой предлог? (Глагольное и именное управление в таблицах и упражнениях): Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова; Лаком-книга, 2002. – 116 с. – ISBN 5-85647-063-X, 2000 экз.

  16. Гореликова М. И. Интерпретация художественного текста: Лингвистический анализ: Из русской прозы 70–90х годов ХХ века: Учеб. пособие для иностранных учащихся: Продвинутый этап. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 188 с. – Сер.: Текст: От слова к смыслу. – ISBN 5-211-0445-7, 500 экз.

    Пособие является очередным выпуском серии «Текст: От слова к смыслу» и содержит лингвистический анализ четырех рассказов современных авторов. Задача анализа неадаптированных художественных произведений – обучение иностранных учащихся пониманию идейного и эстетического содержания текста и одновременно – совершенствование их русского языка. Художественные тексты снабжены лексико-грамматическим и культурно-историческим комментарием. Интерпретация текста решается путем анализа его лексико-грамматической структуры. Пошаговое движение декодирования представлено в разделах «Вопросы и задания» и «Ключи». В разделе «Терминология» – толкование терминов, употребляющихся при анализе. В конце пособия – краткие сведения об авторах рассказов, отзывы критиков об их творчестве.

    Пособие адресовано иностранным учащимся продвинутого этапа обучения, а также российским и зарубежным преподавателям русского языка как иностранного.

  17. Филатова Е. А. Побуждение и императив: Способы выражения побуждения по-русски: Материалы к спецсеминару. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 76 с. – ISBN 5-211-4704-4, 200 экз.

  18. Русский как иностранный: Язык. Литература. История. Культура. Методика преподавания: Проспекты курсов и семинаров, предлагаемых иностранным учащимся на филологическом факультете  МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 81 с. (формат 60х90 1/8), 3000 экз.

  19. Короткова О. Н. Корректировочный курс русской фонетики и интонации: Для говорящих на китайском языке. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 152 с. – ISBN 5-211-04541-6, 500 экз.

    Пособие предназначено для иностранных учащихся – носителей китайского языка, прошедших вводно-фонетический курс. В пособии представлен материал для работы над отдельными звуками, ритмикой слова, интонацией.

    Курс создан на основе сопоставительного анализа фонетических систем русского и китайского языков. Он рассчитан на 32 часа аудиторных занятий и включает 16 лабораторных работ, содержание которых составляют различного вида упражнения, направленные на корректировку произносительных навыков. Ко многим заданиям даются ключи.

    В методических комментариях содержатся рекомендации по устранению ошибок (комментарии и формулировки заданий переведены на китайский язык). Пособие снабжено аудио-приложением.

  20. Красильникова Л. В. Уроки по русскому словообразованию для иностранных учащихся: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 55 с. – ISBN 5-211-04423-1, 1000 экз.

    Данное учебное пособие адресовано иностранным филологам, а также всем тем, кого интересует русское словообразование. Его цель – на основе системно-функционального подхода к русскому словообразованию способствовать развитию у иностранных учащихся навыков языковой догадки и, следовательно, существенно расширить их пассивный запас слов, а также помочь приобрести навыки образования слов. В задачу пособия входит показ некоторых особенностей функционирования производных слов в тексте (в речи), что позволяет иностранным учащимся активизировать владение русской лексикой. На активное усвоение и закрепление учебного материала направлены разнообразные практические задания (от образования слов до употребления их в речи) с необходимым грамматическим и стилистическим комментарием. Лексический материал семинара связан с рядом тем для беседы: «Русские имена», «Характер человека», «Высшее образование», «Профессия. Работа», «Семья и проблемы воспитания», «Отношение к животным» и др. Спецификой адресата пособия объясняется включение в него важнейших сведений теоретического характера из области русского словообразования.

  21. Читаем классику: Учеб. пособие. Вып. I. Лирика А. с. Пушкина / Сост. А. Г. Матюшенко; Под общ. ред. Л. В. Чернец. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 39 с. – ISBN 5-211-04280-8 (Вып. 1), ISBN 5-211-04279-4, 500 экз.

    Пособие предназначено для иностранных студентов, проходящих магистратуру на филологических факультетах вузов России по литературоведческим специальностям и владеющих русским языком в объеме требований, предъявляемых абитуриентам-иностранцам, поступающим в вузы России.

  22. Амиантова Э. И. и др. Пособие по практической грамматике русского языка для иностранных магистрантов-литературоведов (на материале языка специальности) / Э. И. Амиантова, О. П. Быкова, А. В. Величко, И. В. Горбачева, Н. В. Гостевская, Л. В. Красильникова, О. В. Чагина; Отв. ред. Э. И. Амиантова, Л. В. Красильникова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 168 с. – ISBN 5-211-04331-6, 1000 экз.

    Пособие создано на основе «Программы обучения иностранных магистрантов в вузах России». Задача пособия – помочь иностранным учащимся в овладении лексико-грамматическими особенностями литературоведческого текста, научить их употреблять языковые средства для выражения определенных смыслов, актуальных для научной речи литературоведческого подъязыка филологии. Пособие предназначено для иностранных магистрантов, а также для аспирантов, стажеров-филологов и специалистов-литературоведов.

  23. Баландина Н. В. и др. Коммуникативная грамматика русского языка для иностранных магистрантов-лингвистов (на материале языка специальности): Учеб. пособие: I концентр / Н. В. Баландина, М. А. Брейтер, О. К. Грекова, Н. М. Лариохина, Д. И. Фурсенко, Т. Е. Чаплыгина; Под ред. И. В. Одинцовой, О. К. Грековой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 99 с. – ISBN 5-211-04337-5, 1000 экз.

    Данное пособие обеспечивает «Программу-справочник по русскому языку (научный стиль речи)» для иностранных магистрантов-лингвистов, обучающихся на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова (М., 1998) и описывает семь языковых значений, актуальных для профессиональной речи лингвистов, три из которых (классификация, иерархия, номинация) прежде не описывались в учебных пособиях для иностранцев. Предикаты (в основном глагольная лексика) даются с указанием их различий, что значительно облегчает практику употребления.

  24. Красных В. В. Вопрос?.. Вопрос...: Пособие по развитию речи для иностранных учащихся. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 54 с. – ISBN 5-211-04339-1, 500 экз.

    Пособие адресовано самому широкому кругу лиц, изучающих русский язык как иностранный и желающих ознакомиться с некоторыми особенностями русской разговорной речи. Основное внимание в пособии уделено косвенным речевым актам и способам их выражения в русском языке (в первую очередь – частицам). Цель пособия – научить иностранных учащихся адекватно общаться с носителями русского языка в наиболее типичных коммуникативных ситуациях.

  25. Молчановская Н. И., Молчановский В. В. Учимся учить. Анализ видеозаписей уроков: Методич. рекомендации по подготовке магистрантов к педагогической практике: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 52 с. – ISBN 5-211-04340-5, 500 экз.

    Цель пособия – помочь иностранному магистранту-филологу подготовиться к педагогической практике путем анализа под руководством преподавателя видеозаписей уроков и их фрагментов. Анализ сопровождается решением профессиональных задач, выполнением специальных тренировочных упражнений.

  26. Чагина О. В. Поговорим о себе: Пособие по развитию речи для иностранных учащихся. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 128 с. – ISBN 5-211-03889-4, 1000 экз.

    Пособие предназначено для иностранных учащихся продвинутого этапа обучения. Цель пособия – развить навыки устной речи на материале художественных, публицистических и научно-популярных текстов, активизировать и совершенствовать знания по русскому языку. Пособие имеет практический характер и содержит систему грамматических упражнений и речевых заданий.

  27. Программа по русскому языку для иностранных магистрантов-литературоведов (научный стиль речи) / Сост. Э. И. Амиантова, Е. Л. Бархударова, Л. В. Красильникова, А. Г. Матюшенко, И. В. Одинцова; Отв. ред. Э. И. Амиантова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 135 с. – 1000 экз.

    Программа-справочник адресована магистрантам-литературоведам. Она содержит учебный материал (фонетический, грамматический, лексический), отражающий особенности литературоведческих текстов. В программе дан речевой этикет, необходимый для научного общения. В приложении приводятся образцы тестов, предлагаемых для закрепления пройденного материала. Программа призвана помочь учащимся в короткие срок выработать навыки и умения, обязательные для овладения языком специальности.

  28. Величко А. В., Башлакова О. Н. Какой падеж? Какой предлог? (Глагольное и именное управление в таблицах и упражнениях): Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 116 с. – ISBN 5-211-04022-8, 500 экз.

    Данное пособие является корректировочным и ставит целью отработку правильного употребления русских предложно-падежных форм. Адресовано оно прежде всего студентам-филологам I–II курсов, но может использоваться также при корректировке владения русским управлением иностранными учащимися других специальностей. Пособие содержит справочные материалы и снабжено ключами, что позволяет обеспечить самостоятельную работу учащихся.

  29. Типовые тесты по русскому языку как средству делового общения: Уровень I; Уровень II; Уровень III / Под ред. Л. П. Клобуковой, И. В. Михалкиной. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 200 с. – ISBN 5-211-05157-7, 1000 экз.

    Настоящее издание представляет собой первый в российской и зарубежной практике преподавания русского языка как иностранного сборник типовых тестов по I, II и III уровням владения русским языком как средством делового общения. Данные тесты разработаны в рамках Международной научно-практической программы филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова «Русский язык в деловом общении».

    Издание адресовано иностранным гражданам, желающим определить свой уровень владения русским языком в указанных целях, а также ученым-методистам и преподавателям русского языка как иностранного.

  30. Битехтина Г. А., Рябова А. И., Сергеева А. В., Фролкина А. В. Трудные случаи словоупотребления в русском языке: Сб. упражнений по лексике для студентов-иностранцев Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1998. – 88 с. – ISBN 5-89042-033-Х, 2000 экз.

    Пособие предназначено для лиц, изучающих русский язык и уже прошедших начальный курс обучения. Оно состоит из двух частей: «Лексико-семантические группы слов» и «Употребление глаголов с некоторыми приставками». Цель пособия – помочь учащимся освоить некоторые трудные случаи словоупотребления в русском языке, научиться дифференцировать и правильно использовать слова, близкие по значению, но различающиеся в употреблении, а также познакомить иностранных учащихся с употреблением некоторых глагольных приставок. Слова объединяются в группы, и упражнения даются для каждой группы в определенной методически мотивированной системе: от наблюдения и осознания языковых фактов – к употреблению их в данном контексте, а затем в свободной, неподготовленной речи.

    Пособие может быть использовано для работы с иностранными студентами, аспирантами и стажерами.

  31. Программа-справочник по русскому языку (научный стиль речи) для иностранных магистрантов-лингвистов, обучающихся на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова / Сост. Е. Л. Бархударова, О. К. Грекова, Л. Т. Калинина и др.; Отв. ред. Ю. А. Туманова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 216 с. – ISBN 5-211-03998-Х, 300 экз.

  32. Лазарева М. А. Теория литературы: Учеб. пособие для магистрантов-иностранцев филол. ф-та МГУ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 160 с. – ISBN 5-211-03997-1, 300 экз.

    Данное пособие для магистрантов должно способствовать овладению иностранными учащимися понятийно-терминологической системой различных научных принципов теории литературы как обязательной литературоведческой дисциплины образования студентов филологического факультета университета.

  33. Булгакова Л. Н., Красных В. В. Россия на пути реформ: Учеб. пособие по русскому языку для иностранцев, изучающих экономику. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 168 с.: ил. – ISBN 5-89209-095-7, 500 экз.

    Пособие адресовано иностранным учащимся, специализирующимся в области экономики и владеющим русским языком в объеме базового курса.

    Целью пособия является развитие речевых навыков и умений в различных видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) и формирование необходимой для этого речевой компетенции.

  34. Гореликова М. И. Интерпретация художественного текста: Рассказы А. Чехова 80-х годов: Учеб. пособие для иностранных учащихся: Продвинутый этап. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 96 с. – Сер.: Текст: От слова к смыслу. – ISBN 5-89209-088-4, 500 экз.

    Пособие «Текст: От слова к смыслу» состоит из отдельных выпусков, каждый из которых посвящен определенному автору XIX или XX в. Объединенные общим теоретическим и методическим подходом, выпуски строятся по единой композиционной схеме. Пособие предназначено для работы с преподавателем на уроках русского языка. Главный объект изучения – неадаптированный художественный прозаический и стихотворный текст и тематически связанный с ним литературоведческий текст.

    Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов университетов.

  35. Лариохина Н. М. Практический курс русского языка для иностранных учащихся: Продвинутый этап: В 2 ч. Ч. I: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 216 с. – ISBN 5-89042-024-0, 4000 экз.; Ч. II: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 216 с. – ISBN 5-89042-030-5, 4000 экз.

    Практический курс адресован учащимся продвинутого этапа обучения, владеющим русским языком в объеме материала учебников для начального и основного этапа (Журавлева Л. с. и др. Практический курс русского языка: Учебник для начинающих. М., 1993; Высоцкая Н. А. и др. Взгляд. Основной курс русского языка. М., 1995). Он построен в основном на содержательном материале социально-культурной сферы общения с установкой на овладение общелитературной языковой базой. В состав курса входят 12 уроков, грамматические таблицы и лексические приложения.

  36. Лилеева А. Г. Интерпретация художественного текста: Из поэзии и прозы Б. Л. Пастернака: Учеб. пособие для иностранных учащихся: Продвинутый этап. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 88 с. – Сер.: Текст: От слова к смыслу. – ISBN 5-89209-090-6, 500 экз.

    Учебное пособие рассчитано на иностранцев-филологов продвинутого этапа изучения русского языка. Главный объект изучения – неадаптированный художественный прозаический и стихотворный текст и тематически связанный с ним научный и литературоведческий текст. Выпуск посвящен творчеству Б. Л. Пастернака; в книге представлены образцы его поэзии («Весна», «Зимняя ночь») и прозы (отрывки из романа «Доктор Живаго»).

  37. Молчановская Н. И. Интерпретация художественного текста: Из поэзии и прозы М. И. Цветаевой: Учеб. пособие для иностранных учащихся: Продвинутый этап / Под ред. М. И. Гореликовой. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 88 с. – Сер.: Текст: От слова к смыслу. – ISBN 5-89209-090-6, 500 экз.

    Учебное пособие рассчитано на иностранцев-филологов продвинутого этапа изучения русского языка. Главный объект изучения – неадаптированный художественный прозаический и стихотворный текст и тематически связанный с ним научный и литературоведческий текст. Выпуск посвящен творчеству М. И. Цветаевой. В пособии представлены образцы ее поэзии (стихотворения «Красною кистью...», «Расстояние: версты, мили...», «Рябину рубили зорькою...») и прозы (отрывок из очерка «Мой Пушкин»).

  38. Программа курса философии для иностранных аспирантов, стажеров и соискателей / Сост. Н. Ф. Рахманкулова. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 30 с. – ISBN 5-89209-033-7, 200 экз.

  39. Одинцова И. В., Малашенко Н. М., Бархударова Е. Л. Рабочая тетрадь по русской грамматике: Для иностранных учащихся: Учеб. пособие. Вып. 1. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 152 с. – ISBN 5-89042-020-8, 1000 экз.

    Пособие адресуется иностранным учащимся разного уровня владения языком. Грамматический материал сгруппирован на функционально-семантической основе. В первый выпуск пособия вошло 9 тем, актуальных для структуры простого предложения. Книга предназначена для самостоятельной работы учащихся, чему способствует наличие грамматических комментариев, а также ключей к каждому заданию. Упражнения организованы таким образом, что все они могут быть выполнены в самой «Рабочей тетради».

  40. Туманова Ю. А., Бойко В. Г. Упражнения и тексты для обучения профессиональной научной речи: Выбор и употребление глагольной лексики при аннотировании, реферировании и рецензировании текстов: Учеб. пособие. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 88 с. – Сер.: Русский язык для иностранных магистрантов-лингвистов. – ISBN 5-89209-078-7, 500 экз.

    Сборник упражнений призван помочь выработать у иностранных учащихся навыки профессиональной научной письменной речи, необходимые при создании метатекстов в виде аннотаций, рефератов и рецензий на основе текстов-источников.

    Для иностранных учащихся-филологов, специализирующихся в области лингвистики.

  41. Величко А. В. Синтаксическая фразеология для русских и иностранцев: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1996. – 96 с. – ISBN 5-89042-011-9, 10000 экз.

    Работа посвящена описанию синтаксических фразеологизмов – особых нестандартных структур, предназначенных для выражения субъективно-модальных значений. В первой части пособия дано описание всех синтаксических фразеологизмов: структуры, значения и употребления; во второй части содержатся практические задания и упражнения.

    Для иностранных учащихся, переводчиков, преподавателей РКИ, а также для всех филологов-русистов.

  42. Проспект семинаров для изучающих русский язык как иностранный / Отв. ред. И. В. Одинцова, М. И. Гореликова. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1996. – 64 с. – ISBN 5-89042-016-Х, 5000 экз.

    Буклет содержит аннотации семинаров кафедры РКИ филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

  43. Артёмова О. А. Практическое пособие по анализу русской звучащей речи: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1995. – 84 с. – ISBN 5-89042-006-2, 2000 экз.

    Пособие предназначено для всех тех, кто изучает русский язык как иностранный, а также для русских преподавателей и студентов-филологов, имеющих отношение к обучению русскому произношению.

    Пособие содержит материал для практических занятий по анализу русской звучащей речи и может быть использовано при тренировке фонетического слуха в лингафонном кабинете.

  44. Короткова О. Н. В Москву, чтобы выучить русский: Интенсивный экспресс-курс: Учеб. пособие. – М.: Б.и., 1994. – 152 с.: ил. – ISBN 5-85302-034-Х, 1000 экз.

    Пособие направлено на развитие в короткий срок (50–66 часов) навыков практического общения на русском языке. Оно состоит из четырех микроциклов, связанных единым сюжетом и включающих в себя полилоги, монологические тексты, задания творческого характера. Полилоги даны с переводом на английский язык.

    Пособие предназначено для иностранных студентов и стажеров среднего этапа обучения, а также для всех желающих научиться общаться на русском языке.

  45. Абитуриент-тест: Типовой тест по русскому языку для иностранцев, поступающих в вузы России / Л. П. Клобукова, Е. А. Зелинская, В. В. Добровольская и др. – М.: Б.и., 1994. – 70 с.: ил.

    Издание содержит единый стандартизированный тест по русскому языку для иностранцев, поступающих в вузы России. Структура теста определяется содержательными компонентами программы обучения. Тест является комплексным и состоит из 5 специализированных тестов, каждый из которых ориентирован на определенный укрупненный объект тестирования и выявляет уровень сформированности грамматических и лексических навыков, речевых навыков и умений, необходимых

    – для поискового чтения, чтения с общим охватом содержания и изучающего чтения;

    – для письменного речевого общения;

    – для понимания речи на слух;

    – для диалогической и монологической речи.

    Таким образом, тест является коммуникативно ориентированным. Он представлен в двух вариантах: графическом и видеокомпьютерном. Видеокомпьютерный вариант снабжен специальной инструкцией.

  46. Лазарева М. А. Введение в литературоведение: Учеб.-методич. пособие для иностранных учащихся (магистрантов филологического факультета МГУ). – М.: Б.и., 1994. – 29 с.

    «Введение в литературоведение» как пропедевтический курс теории литературы, систематизирующий основные научные понятия, которые применяются при анализе художественно-литературных произведений в специфике их содержания и формы, должен способствовать не только закреплению литературоведческих терминов и методологическому расширению понятий, но также развитию исследовательского интереса у иностранных учащихся, специализирующихся по русской литературе. Так как литературное произведение – это исключительно сложный объект научного анализа и интерпретации для начинающих литературоведов, данное пособие ориентировано прежде всего на овладение специальным курсом «Введение в литературоведение», который по программе филологических факультетов является одним из основных и обязательных.

  47. Рожкова Г. И. Проблемность в обучении русскому языку нерусских: Практикум по функциональной морфологии для слушателей ФПК: Учеб. пособие. – М.: Б.и., 1994. – 60 с.

    Пособие представляет собой нетрадиционный жанр в методической литературе; оно содержит проблемные задачи лингвометодического характера, направленные на самостоятельное осмысление морфологических категорий русской грамматики, представленных в функциональном плане, и на активизацию мыслительной профессиональной деятельности обучаемых. Целевой установкой предлагаемых задач является повышение квалификации преподавателей, работающих с нерусскими, а также лингвометодическая подготовка будущих преподавателей русского языка к профессиональной деятельности. Пособие может привлечь интерес зарубежных коллег, занимающихся вопросами методики обучения русскому языку. Проблемные лингвометодические задачи снабжены «ключом».

  48. Материалы по изучению русской звучащей речи: Тексты упражнений из «Вводного фонетико-разговорного курса русского языка» Е. А. Брызгуновой: Учеб. пособие / Сост. Г. Е. Кедрова. – М.: Б.и., 1993. – 112 с.

    В пособии собраны упражнения из «Вводного фонетико-разговорного курса русского языка для нефилологов» Е. А. Брызгуновой, выходившего двумя изданиями (последнее – в 1982 г.). Фонетический материал представлен в упражнениях как единство закономерностей звуков, ритмики слова и интонации. При отборе упражнений составитель ориентировался преимущественно на те из них, которые содержат озвученный материал, представленный на компакт-кассете.


119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018 г.