Издания факультета филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова


новости факультета

Кафедра византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова приглашает вас принять участие в VI дистанционной Интернет-олимпиаде по византийской и новогреческой филологии для школьников. В этом году олимпиада посвящена истории, языку и литературе Кипра. С подробной информацией можно ознакомиться на сайте олимпиады.

К участию приглашаются учащиеся 5–11 классов (задания разделены на два уровня сложности: для 5–7 и для 8–11 классов) из всех регионов России и школьников из ближнего и дальнего зарубежья.

Олимпиада будет проводиться c 16 декабря 2017 г. по 10 января 2018 г.

Регистрация участников: с 16 декабря по 31 декабря 2017, прием ответов на вопросы — с 20 декабря 2017 по 10 января 2018.

Результаты будут опубликованы 25 января 2018 г., а в начале февраля 2018 г. на филологическом факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоится награждение победителей и призеров.

Призовой фонд составят научные и научно-популярные книги по византинистике и неоэллинистике, а также книги по истории и культуре Кипра. Победителям и призерам будут вручены почетные грамоты.

VI дистанционная Интернет-олимпиада по византийской и новогреческой филологии для школьников проводится при информационной поддержке Посольства Кипра в Москве.

все новости →


Издания филологического факультета

Учебники и учебные пособия для вузов

  1. В. В. Байда. Глагол-связка в ирландском языке. Сборник упражнений для начального уровня. Сборник упражнений для начального уровня. 96 с. М. 2015.

    Настоящее пособие представляет собой сборник упражнений по глаголу-связке с кратким введением, ключом к упражнениям, а также словарем, который включает в себя встречающиеся в пособии лексические единицы. Пособие предназначено для начинающих изучать ирландский язык и может быть использовано как на занятиях с преподавателем, так и при самостоятельном изучении ирландского языка.

  2. Князев С. В., Пожарицкая С. К. Русская фонетика. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2011.
  3. Кузьминова Е. А., Николенкова Н. В, Пентковская Т. В., Ремнёва М. Л. Практикум по курсу «Старославянский язык»: Рабочая тетрадь: Учебное пособие / Под ред. М. Л. Ремнёвой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 100 с., 500 экз.
  4. Недзвецкий В. А. И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя: Курс лекций для магистрантов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 208 с., 300 экз.
  5. Ремнёва М. Л. и др. Старославянский язык: Учебный комплекс: Ремнёва М. Л. Старославянский язык: Учебное пособие. 3 е изд., испр. и доп.; Ремнёва М. Л., Дедова О. В. Старославянский язык: Электронный курс. 2-е изд., испр. и доп.; Савельев В. С. Тексты и словарь. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 672 с., 5000 экз. (1-й завод – 500 экз.).
  6. Кузьминова Е. А., Николенкова Н. В, Пентковская Т. В. Практикум по курсу «История русского литературного языка XI-XVII вв.»: Рабочая тетрадь: Учеб. пособие / Под ред. Е. А. Кузьминовой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 92 с., 500 экз. (формат А 4).
  7. Кузьминова Е. А., Николенкова Н. В, Пентковская Т. В., Ремнёва М. Л. Практикум по курсу «Старославянский язык»: Рабочая тетрадь / Под ред. М. Л. Ремнёвой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 100 с., 500 экз.
  8. Белоусов В. О., Белоусов О. В. Нидерландский язык: Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. — 432 с., 700 экз.
  9. Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. — 2-е изд., испр. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
  10. Дубровина И. М. Автор и его художественный мир: Учебное пособие к курсу лекций по истории русской литературы ХХ века для филологических факультетов университетов. — М.: МАКС Пресс, 2009. — 140 с., 300 экз.
  11. Зайцев В. А. История русской поэзии XX века. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
  12. Кравцов Н. И. Славянский фольклор: Учебник. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
  13. Петрухина Е. В. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований). Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2009. — 208 с., 500 экз.
  14. Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 760 с. – ISBN 978-5-8291-0991-2 (Академический проект), ISBN 978-5-902766-64-3 (Альма Матер) (в пер.), 1500 экз.

  15. Михайлова Т. А. Древнеирландский язык (рабочие материалы): Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2008. — VIII+152 с., 200 экз.
  16. Долгих И. А. Современный русский язык: Лексика и фразеология: Методические указания и упражнения для студентов-филологов. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 128 с. – ISBN 5-211-05188-2, 500 экз.

  17. Кузнецова И. Н. Практический курс сопоставительной грамматики русского и французского языков: Учеб. – 2е изд., перераб. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 315 с. – ISBN 5-211-04452-5, 1000 экз. (в печати).

    Книга представляет собой практический курс контрастивной грамматики французского и русского языков. В курсе последовательно рассматриваются схождения и расхождения между грамматическими структурами данных языков на основе перевода литературных контекстов французских авторов XIX–XX вв. Книга может быть полезна для русскоязычных студентов, изучающих французский язык, для франкоязычных студентов, изучающих русский язык, для преподавателей французского и русского языков, переводчиков и всех, кто проявляет интерес к культуре России и Франции.

  18. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с. –  ISBN 5-8291-0701-X (в пер.), 3000 экз.

    Пособие содержит изложение ключевых проблем методики преподавания русского языка в школе от общих вопросов, касающихся системы образования, до частных вопросов методики преподавания всех разделов курса русского языка. Пособие составлено в соответствии с программой по методике преподавания русского языка в школе (составители В. А. Багрянцева, Е. И. Литневская), принятой для студентов филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в 2005 году. Предназначено для студентов отделения «Русский язык и литература» филологических факультетов классических университетов и для учителей.

  19. Новикова Н. И., Говорухо Р. А. Италия на рубеже веков = Parliamo dei mondo che ci circonda: Пособие по итальянскому языку для студентов гуманитарных специальностей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 96 с. – ISBN 5-211-05276-5, 500 экз.

    В настоящем пособии 14 уроков, каждый из которых содержит оригинальный текст по общественно-политической или культурной тематике с комментариями и упражнениями для закрепления лексического и грамматического материала. Цель пособия – помочь изучающим итальянский язык овладеть навыками самостоятельной работы над серьезными аналитическими материалами, посвященными  глобальным изменениям, происходящим в современном мире, научить их читать, переводить и вести дискуссию по сложным вопросам современной общественно-политической и культурной жизни.

  20. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, О. А. Волошина, В. П. Мурат. – М.: Академический проект, 2005. – 560 с. – Сер.: Gaudeamus. – ISBN 5-8291-0620-5 (в пер.), 3000 экз.

  21. Волков А. А. Основы риторики: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 2-е изд. – 304 с. – Сер.: Gaudeamus. – ISBN 5-8291-0474-1 (в пер.), 3000 экз.

  22. Дечева с. В., Магидова И. М. = Decheva S. V., Maguidova I. M. Learning to Communicate in English: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 128 с. – ISBN 5-211-05114-9, 500 экз.

  23. Жильцова Е. Л. Сложноподчиненное предложение в современном шведском языке: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 104 с. – ISBN 5-211-05187-4, 300 экз.

  24. Князев с. В., Пожарицкая с. К. Современный русский литературный язык: Фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. –  310 с. – Сер.: Gaudeamus. – ISBN 5-8291-0545-4, 3000 экз.

    Пособие ориентировано на программу раздела «Фонетика» общего курса «Современный русский язык» филологических факультетов университетов и педагогических институтов. В нем учтены последние достижения фонетической науки, объективно излагаются разные концепции и способы описания одного и того же объекта.

  25. Ксензенко О. А., Менджерицкая Е. О. Mass Media Language: Учеб. пособие по языку современных англоязычных СМИ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 72 с. – ISBN 5-211-05113-0, 500 экз.

    Настоящее учебное пособие предлагается вниманию студентов гуманитарных специальностей и преподавателей курсов «Язык средств массовой информации» и «Современный английский язык». В издании содержатся как теоретические, так и практические материалы для преподавания указанных курсов, контрольные вопросы по обсуждаемым темам, а также список рекомендуемой литературы. Все использованные в пособии материалы были разработаны в ходе преподавания курса «Язык современных англоязычных СМИ» на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

  26. Либан Н. И. Лекции по истории русской литературы: от Древней Руси до первой трети XIX века / Вступ. статья и указатели А. В. Архангельской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 464 с. – Сер.: Университетские курсы лекций. – ISBN 5-211-05152-1, 3000 экз.

    Книга, открывающая серию «Университетские курсы лекций», включает в себя стенограммы трех авторских курсов – «Литература Древней Руси» (1-е изд.: М., 2000), «Становление личности в русской литературе XVIII века» (1-е изд.: М., 2003) и «История русской литературы первой трети XIX века» (публикуется впервые).

    Для студентов и аспирантов филологических факультетов университетов, а также для всех, кто интересуется историей русской литературы и культуры.

  27. Пожарицкая с. К. Русская диалектология: Учеб. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Парадигма, 2005. – 256 с. – Сер.: Gaudeamus. – ISBN 5-8291-0613-2 («Академический проект»), ISBN 5-902833-09-4 («Парадигма») (в пер.), 3000 экз.

  28. Степанов А. В. Практическая стилистика русского языка: Лекции с упражнениями: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 176 с. – ISBN 5-211-04453-3, 2000 экз.

    Пособие посвящено ошибке – речевой, стилистической. Сколько знаний и чутья к языку требуется для того, чтобы каждую опознать, объяснить, поправить – предотвратить! В основе пособия – преподаваемый на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова (вечернее отделение) практический курс стилистики в его отношениях с одноименным курсом на факультете журналистики, в его связях с языковедческими и литературоведческими дисциплинами на филфаке. Для студентов филологических факультетов и факультетов журналистики, учителей и школьников.

  29. Книга о грамматике: Материалы к курсу «Русский язык как иностранный»: Т. 1–2 / Под ред. А. В. Величко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 688 с. – ISBN 5-211-04914-4, 200 экз.

    В книге излагаются основные вопросы грамматики русского языка как иностранного, входящие в программу основного и продвинутого этапов обучения. Пособие адресовано студентам РКИ, начинающим преподавателям РКИ, иностранным учащимся.

  30. Книга о грамматике: Русский язык как иностранный / Под ред. А. В. Величко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 816 с. – ISBN 5-211-05040 (в пер.), 500 экз.

    В книге излагаются основные вопросы грамматики русского языка как иностранного, входящие в программу основного и продвинутого этапов обучения иностранных учащихся. В ней обобщен многолетний практический опыт работы кафедр РКИ и представлено описание грамматического строя русского языка в функционально-коммуникативном аспекте. Для российских и зарубежных преподавателей РКИ, студентов филологических факультетов, обучающихся на отделении русского языка как иностранного или получающих специализацию РКИ, а также для иностранных учащихся.

  31. Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка: Учеб. пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 160 с. – ISBN 5-211-04969-1, 500 экз.

    Учебное пособие по исторической фонетике русского языка включает в себя все разделы первой части университетского курса «Историческая грамматика русского языка». В изложении материала учитываются новейшие разработки и достижения в области исторического изучения русского языка. Для студентов филологических факультетов, а также для аспирантов и преподавателей.

  32. Кочергина В. А. Введение в языкознание: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 272 с. – Сер.: Gaudeamus. – ISBN 5-8291-0378-8 («Академический проект»), ISBN 5-98426-019-0 («Гаудеамус») (в пер.), 3000 экз.

    Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом. В книге излагается авторский курс лекций по общему языкознанию. Автор рассматривает основные проблемы науки о языке с позиций современных лингвистических теорий. Материал излагается с использованием богатого фактографического материала, схем, рисунков.

  33. Кулешов В. И. История русской литературы XIX века: Учеб. пособие. – [3-е изд., испр.] – М.: Академический проект; Трикста, 2004. – 800 с. – Сер.: Gaudeamus. – ISBN 5-8291-0453-9 («Академический проект»), ISBN 8-902358-13-2 («Трикста») (в пер.), 3000 экз.

    Автор пересматривает традиционную концепцию русского литературного процесса, критикуя социологические схемы. С чего начинается литература XIX века; сколько в ней типов романтизма; каковы механизмы формирования реализма как художественного метода и литературного направления, его истоки, главные стадии развития, внутренняя типологическая дифференциация; в чем своеобразие ренессанса в русской литературе 1880–1890-х годов; каково значение в ней модернистских явлений – на эти и многие другие вопросы содержит ответы книга. Впервые весь курс русской литературы XIX века изложен в одном томе.

    Для студентов-филологов, специалистов-литературоведов, широкого круга читателей.

  34. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2 / Отв. ред. М. Н. Володина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 416 с. – ISBN 5-211-06037-7, 1000 экз.

    В книге дается комплексный междисциплинарный анализ языка СМИ в аспекте восприятия и продуцирования текста. Цели пособия – научить правильно оценивать язык современных СМИ; помочь овладеть необходимыми знаниями, направленными на адекватное понимание и создание текстов массовой коммуникации, которые во многом определяют социально-психологическую, информационно-языковую и культурную ситуации в обществе.

    Для студентов и аспирантов университетов, а также для всех интересующихся изучением языка массовой коммуникации.

  35. Мещеряков с. Н. Сербская литература второй половины XII – XIX вв.: Краткий очерк истории: Учеб. пособие. – М.: МАКС Пресс, 2004. – 64 с. –  ISBN 5-317-01087-X, 100 экз.

  36. Пентус А. Е., Пентус М. Р. Теория формальных языков: Учеб. пособие. – М.: Издво ЦПИ при механико-математическом ф-те МГУ, 2004. – 80 с. – 100 экз.

    Учебное пособие посвящено классическому разделу математической лингвистики и теоретической информатики – теории формальных языков. Рассматриваются порождающие грамматики, классификация формальных языков по Хомскому, регулярные выражения, конечные автоматы, автоматы с магазинной памятью, алгоритмические проблемы, связанные с контекстно-свободными грамматиками.

    Для студентов, аспирантов и специалистов, занимающихся математической лингвистикой или теоретической информатикой.

  37. Ремнёва М. Л. Старославянский язык: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 360 с. – ISBN 5-211-04893-8, 500 экз.

  38. Ремнёва М. Л. Старославянский язык: Учеб. пособие. – 2е изд., испр. – М.: Академический проект, 2004. – 352 с. – Прилож.: Ремнёва М. Л., Дедова О. В. Старославянский язык: Электронный курс. CD. – Сер.: Gaudeamus. – ISBN 5-8291-0270-6 (в пер.), 5000 экз.

    В пособии на основе современных научных концепций дается детальное описание системы старославянского языка IX–XI вв., анализируется процесс ee становления начиная с исходных характеристик индоевропейского языка, прослеживается судьба конкретных явлений старославянского языка в истории национальных славянских языков.

    В настоящем издании книга дополнена подготовленным на ее основе электронным гипертекстовым курсом (авторы М. Л. Ремнёва и О. В. Дедова).

  39. Чекалина Е. М. Хрестоматия по истории шведского языка (1526–1732): Тексты, комментарии, этимологический словарь: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 352 c. – ISBN 5-211-04874-1, 500 экз.

    Хрестоматия является первым в отечественной скандинавистике учебным пособием, отражающим становление национальной нормы шведского литературного языка (1526–1732). Книга предназначена для студентов старших курсов и аспирантов, изучающих историю шведского языка и литературы, а также для широкого круга специалистов, интересующихся историей шведской культуры.

  40. Словацкая литература. Ч. II: XX век: Учеб. пособие / Науч. ред. А. Г. Машкова; Авторы-составители З. Беран и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 576 с. – ISBN 5-211-04872-5 (в пер.), 1000 экз.

    Книга является продолжением уже вышедшего в свет учебника «Словацкая литература: От истоков до конца ХIХ века» (1997 г.). Это первое в России учебное пособие по истории словацкой литературы ХХ в. В нем раскрываются основные тенденции развития словацкой культуры и литературы, представлен очерк истории минувшего столетия. Наряду с обзорными главами по поэзии, прозе, драме даны творческие портреты тридцати девяти наиболее известных писателей.

    Пособие написано коллективом российских и словацких авторов в соответствии с программой курса словацкой литературы для студентов-славистов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. С российской стороны в работе участвовали специалисты по словацкой литературе и истории Словакии, представляющие МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт славяноведения РАН, Институт мировой литературы РАН. Со словацкой стороны – Университет Я. А. Коменского в Братиславе, Институт словацкой литературы САН, Институт театра и кино САН.

  41. Архангельская А. В. , Пауткин А. А. Русская литература XI–XVII вв.: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 216 с.– ISBN 5-211-06128-4 (в пер.), 2000 экз.

    Книга представляет собой опыт краткого, удобного при подготовке к экзаменам и практическим занятиям пособия, нацеливающего на самые важные проблемы, которые возникают при изучении русской литературы XI–XVII вв. Приложения, дополняющие пособие, помогут разобраться в наиболее трудных вопросах истории древнерусской литературы.

    Для студентов, аспирантов, магистрантов и стажеров филологических специальностей, а также для всех, кто интересуется древнерусской литературой, историей и культурой.

  42. Волков А. А. Основы риторики: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 304 с. – Сер.: Gaudeamus. – ISBN 5-8291-0296-X (в пер.), 3000 экз.

    Книга содержит систематическое изложение понятий и категорий общей риторики; она создана на основе курса лекций, который читается автором на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, и является руководством для студентов и аспирантов, изучающих риторику. Книга адресована также специалистам, интересующимся проблемами риторики, преподавателям риторики и всем, чья профессиональная или общественная деятельность связана с публичной аргументацией: юристам, политикам, журналистам, философам, педагогам.

  43. Касаткин Л. Л. Фонетика современного русского литературного языка: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 224 с. – ISBN 5-211-04814-8, 1500 экз. (1200 экз. в пер.).

    Учебное пособие соответствует программе кафедры русского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и отражает многолетний опыт чтения автором лекций по этому курсу в МГУ, МГПУ и других вузах.

    Пособие рассчитано на студентов-филологов, аспирантов, преподавателей русского языка и всех интересующихся проблемами русской фонетики, фонологии, орфоэпии, теории письма.

  44. Либан Н. И. Становление личности в русской литературе XVIII века: Лекции-очерки: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 240 с. – ISBN 5-211-06113-6, 500 экз.

    Книга представляет собой стенограмму лекций спецкурса, читавшегося Н. И. Либаном на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова в течение ряда лет. Издание предназначено для студентов, аспирантов и стажеров филологических факультетов, а также для всех, кто интересуется XVIII веком в истории русской литературы и культуры.

  45. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учеб. пособие / Отв. ред. М. Н. Володина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 460 с. – ISBN 5-211-04812-1, 750 экз.

    В книге впервые дается комплексный междисциплинарный анализ языка СМИ в аспекте восприятия и продуцирования текста. Цели пособия – научить адекватно язык современных СМИ; помочь овладеть необходимыми знаниями, направленными на понимание и создание текстов массовой коммуникации, которые во многом определяют социально-психологическую, информационно-языковую и культурную ситуации в обществе.

    Для студентов и аспирантов университетов, а также для всех интересующихся изучением языка массовой коммуникации.

  46. Ремнёва М. Л. Пути развития русского литературного языка XI–XVII вв.: Учеб. пособие по курсу «История русского литературного языка». – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 328 с. – ISBN 5-211-04791-5 (в пер.), 3000 экз.

    Доказывая, что на Руси с момента зарождения письменности и вплоть до нового времени существовала языковая ситуация, характеризующаяся наличием двух противопоставленных друг другу нормированных языковых феноменов, проф. М. Л. Ремнёва на материале 400 памятников XI–XVII вв. прослеживает историю эволюции русского (восточнославянского, древнерусского) литературного языка и анализирует его грамматическую систему в сравнении с языковой системой, отраженной церковнославянскими текстами.

    Для преподавателей, аспирантов, студентов и всех интересующихся вопросами истории языка.

  47. Шешкен А. Г. Русская и югославянские литературы в свете компаративистики: Учеб. пособие. – М.: МАКС Пресс, 2003. – 145 с. –  ISBN 5-317-00794-1, 300 экз.

  48. Шимчук Э. Г. Русская лексикография: Учеб. пособие. ( М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. ( 320 с. – ISBN 5-211-04792-3 (в пер.), 1000 экз.

    Пособие посвящено общим вопросам лексикографической теории и практики и филологическим словарям русского языка. В работе представлено более 40 типов словарей. В числе описываемых – современные лингвистические словари новейшего поколения и важнейшие исторические и этимологические словари. Одна из глав знакомит с особенностями информации, которая содержится в энциклопедических словарях. Образцы словарных статей даны в виде трех приложений. Первое предназначено продемонстрировать изменение способов характеристики слова в толковых словарях ХIХ–ХХ вв., два других – представление различных языковых единиц в современных лексикографических описаниях.

    Книга адресована как студентам-русистам, так и всем тем, кто интересуется русским словом и устройством русских словарей.

  49. Бигвава И. О., Харшиладзе М. А. Учебник каталанского языка: Начальный курс: Ч. I. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 231 с. – ISBN 5-211-04035-Х (Ч. 1; в пер.), ISBN 5-211-04034-1, 1000 экз.

    Учебник состоит из двух разделов – «Вводно-фонетичского курса» (10 уроков) и «Основного курса» (10 уроков). Каждый урок выстраивается как единое целое, в котором объединены фонетика, лексика и грамматика. Курс рассчитан прежде всего на студентов языковых вузов и факультетов, уже владеющих одним из романских языков (предпочтительно испанским).

  50. Блинов А. В. Краткий курс готского языка: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 202 с. – ISBN 5-211-04703-6, 500 экз.

    «Краткий курс готского языка» представляет собой дидактическое пособие для изучения языка готских письменных памятников. Он замыслен как авторский практикум по классической грамматике М. М. Гухман «Готский язык» и рассчитан на активное изучение готского языка – как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Пособие предназначено для студентов-филологов, специализирующихся в области общей компаративистики и сравнительно-исторической германистики.

  51. Ершова И. А. Введение в германскую филологию: Учеб. пособие. Вып. III. Лексика древнегерманских языков. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 68 с. – ISBN 5-211-04702-8, 500 экз.

    Этот выпуск серии «Введение в германскую филологию» посвящен анализу состава и происхождения словаря древнегерманских языков. Книга адресована студентам и аспирантам, специализирующимся в области германской филологии.

  52. Зайцев В. А. Русская поэзия XX века: 1940–1990-е годы: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 264 с. – ISBN 5-211-04030-9, 500 экз.

    В книге на обширном историко-литературном материале рассматриваются пути развития русской поэзии середины и второй половины ХХ столетия в «метрополии» и зарубежье, выявляются ее характерные черты и особенности, прослеживается движение лирических и лиро-эпических жанров, важнейшие художественно-стилевые тенденции, анализируется творчество поэтов разных поколений и художнических индивидуальностей.

    Учебное пособие ориентировано на вузовскую программу «Истории русской литературы ХХ века» и адресовано студентам филологических факультетов, а также учащимся старших классов лицеев, гимназий и колледжей гуманитарного профиля, абитуриентам и всем, кто интересуется русской поэзией.

  53. Кузнецова Р. Р. История чешской литературной критики: Учеб. пособие. Ч. 1. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 112 с. – ISBN 5-211-04425-8, 500 экз.

    Часть первая «Истории чешской литературной критики» содержит сведения о сложности и эволюции понятия «литературная критика», об истоках чешской национальной критики, становлении ее профессионального уровня и дальнейшего развития вплоть до XX в. В центре внимания – литературно-критические труды Карела Гавличека Боровского, Яна Неруды, Карела Сабины, Франтишека Ксаверия Шальды.

    Учебное пособие рассчитано на студентов-филологов.

  54. Сборник текстов по французской цивилизации || La vie des Francais: Recueil de textes et de dialogues: Учеб. пособие / Сост. Т. Н. Громова, И. И. Аграновская, О. И. Дудник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 236 с. – ISBN 5-211-03984-Х, 500 экз.

    Настоящий сборник предназначен для студентов различного уровня подготовки, изучающих французский язык. Он состоит из текстов разного уровня сложности, построенных на базовой лексике тем, охватывающих все основные области жизни и деятельности современной Франции. Тексты составлены носителями языка.

  55. Филиппова М. М., Ксензенко О. А. Английский язык: Программа курса и иллюстративные учебные материалы для преподавания второго иностранного языка студентам филологических факультетов: Учеб. пособие – 2е изд., испр. и доп. ( М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. ( 168 с. – ISBN 5-211-04422-3, 3000 экз.

    Настоящее учебно-методическое пособие предлагается вниманию преподавателей английского языка, а также всех тех, кто интересуется английским языком и новыми методами и приемами его преподавания. Издание включает программу преподавания английского языка в качестве второго иностранного; упражнения, направленные на закрепление знаний учащихся в областях грамматики, лексики, фонетики, страноведения; а также значительное количество текстов различных уровней сложности и разнообразной тематики, рекомендуемых для использования на занятиях.

  56. Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: Учеб. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 504 с. – ISBN 5-211-03892-4 (в пер.), 1500 экз.

    Учебник предназначен для лиц, проходящих специализацию «русский язык как иностранный» и слушающих соответствующий курс. Учебник состоит из четырех частей: «Общетеоретические основы функционально-коммуникативной грамматики», «Содержательные объекты и единицы синтаксиса», «Формальные единицы и объекты функционально-коммуникативного синтаксиса», «Языковые механизмы». Цель учебника – представить читателям фрагмент прикладной (педагогической) модели языка, сформировавшейся в результате теоретического осмысления практики преподавания и описания русского языка как неродного и не совпадающей с моделями языка, представленными как в рамках традиционной грамматики, так и в рамках академического направления функциональной грамматики (А. В. Бондарко, Г. А. Золотова).

    Ввиду отсутствия целостного описания русского синтаксиса с функционально-коммуникативных позиций, книга может быть интересна и преподавателям-практикам, поскольку в ней дан большой справочный материал. Читателем книги может быть и лингвист, интересующийся функционально-коммуникативным описанием языка.

  57. Тексты для занятий по переводу (на материале русского и немецкого языков): Учеб. пособие / Сост. Г. Г. Ивлева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 101 с. – ISBN 5-211-03920-3, 500 экз.

    Пособие по переводу (на материале русского, немецкого и отчасти английского языков) предназначается для работы со студентами-германистами филологических факультетов университетов. Оно преследует цели не только развития переводческих навыков (в пособие включены тексты для упражнений и ключи к ним), но и углубленного анализа проблем переводческого процесса. Пособие может использоваться также на занятиях по сопоставительной стилистике. Адресовано широкому кругу читателей, изучающих немецкий язык.

  58. Гвишиани Н. Б. Современный английский язык: Лексикология || Modern English lexicology: Vocabulary in use: Новый курс для филол. ф-тов ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 221 с. – ISBN 5-211-04166-6, 2000 экз.

    Учебное пособие содержит основные разделы по курсу лекций «Лексикология современного английского языка»: структура и звучание слова, семасиология и типы лексических значений, словообразование, лексикография и терминология. Особое внимание уделяется функциональной стратификации английской лексики в связи с диалектными различиями (британский и американский английский), с одной стороны, и разнообразием речевых регистров, с другой. Новыми темами курса являются динамическое словообразование, лексические структуры и дискурс, функции языка и контекстуальные сдвиги значений слов, прагматика речеупотреблений и др.

    Предназначается для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов университетов.

  59. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения: Лекционный курс для студентов РКИ: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 120 с. – ISBN 5-211-04109-7, 500 экз.

    Настоящая работа создана на основе спецкурса «Язык и культура», который читал и читает автор для студентов филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, получающих специальность «Русский язык как иностранный», и представляет собой краткое изложение данного курса.

  60. Ершова И. А. Введение в германскую филологию: Учеб. пособие. Вып. II. Древнегерманский глагол. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 72 с. – ISBN 5-211-04271-9, 500 экз.

    Настоящая брошюра представляет собой второй выпуск учебно-методического пособия по курсу «Введение в германскую филологию», входящему в программу филологических факультетов университетов и педагогических институтов.

    Брошюра предназначена главным образом для студентов романо-германского отделения, но может быть использована также аспирантами и лицами, самостоятельно изучающими древнегерманские языки в сравнительном плане.

  61. Комова Т. А. Основы сопоставительной культурологии || On British / American cultural studies: An introductory course: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 168 с. – ISBN 5-211-04142-9, 1000 экз.

    Данное учебное пособие предназначено для всех, кто интересуется вопросами культуры страны изучаемого языка, «языковой картиной мира» англичанина, американца, носителя русской культуры. Разнообразный материал – языковой, исторический и литературный – позволит расширить знания школьников и студентов о современном английском языке, об «общем культурном коде» наших народов.

  62. Ксензенко О. А., Филиппова М. М. Английский язык: Программа курса и иллюстративные учебные материалы для преподавания второго иностранного языка студентам филол. ф-тов: Учеб.-методич. пособие. – М.: Диалог-МГУ, 2000. – 196 с. – ISBN 5-89209-595-9, 100 экз.

    Пособие предлагается вниманию студентов, преподавателей и всех тех, кто интересуется как английским языком, так и новыми методами и приемами его преподавания. Издание включает программу преподавания английского языка в качестве второго иностранного, упражнения, направленные на закрепление знаний учащихся в областях грамматики, лексики, фонетики, страноведения, а также значительное количество текстов различных уровней сложности и разнообразной тематики, рекомендуемых для использования на занятиях.

  63. Либан Н. И. Литература Древней Руси: Лекции-очерки: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 116 с. – ISBN 5-211-03898-3, 1000 экз.

    Книга знакомит с лекциями по истории древнерусской литературы, прочитанными Н. И. Либаном на вечернем отделении филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Издание предназначено для студентов, аспирантов и стажеров филологических факультетов, а также для всех тех, кто интересуется древнерусской книжностью.

  64. Полевые вопросники и исследовательские программы для собирания фольклора: Учеб. пособие / Под ред. Т. Б. Диановой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 176 с. – ISBN 5-211-04130-5, 300 экз.

    Книга содержит полевые программы и вопросники для собирания фольклора и комплексного изучения современного состояния традиционной народной русской культуры, составленные специалистами в различных областях народознания.

    Для студентов-филологов, а также для ученых-фольклористов, этнографов, этномузыковедов, культурологов.

  65. Русская диалектология: Учеб. пособие для практических занятий / Под ред. Е. А. Нефедовой (в пер.). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 208 с. – ISBN 5-211-04068-6, 250 экз.

    Учебное пособие содержит упражнения и связные тексты ко всем разделам курса «Русская диалектология». Задания и упражнения предваряются теоретическими комментариями и таблицами. В книге имеется схема общего анализа диалектного текста и словарь встречающихся в упражнениях и текстах диалектных слов.

    Для студентов филологических факультетов.

  66. Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 240 с. – ISBN 5-211-04133-Х (в пер.), 1000 экз.

    В пособии освещаются теоретические и практические вопросы морфологии современного русского языка. Материал излагается в объеме, предусмотренном обязательной программой для студентов филологических факультетов университетов. Привлекаются новые исследования о категориях рода, числа, падежа, вида, времени и др. Пособие написано на основе лекционного курса, прочитанного автором в МГУ им. М. В. Ломоносова.

    Для студентов-филологов, аспирантов, преподавателей-русистов и учителей школ с гуманитарной ориентацией.

  67. Клюева Т. В. Люксембург: страна, язык, люди, обычаи: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 194 с. – ISBN 5-211-04204-4, 500 экз.

    Настоящее пособие – первое в отечественной учебной литературе. Наибольший интерес оно представляет для студентов, изучающих немецкий язык, поэтому особое внимание уделяется сравнению люксембургского языка с немецким. В пособии рассказывается о трех языках, на которых говорят в Люксембурге. Все сведения о языках даются в связи с историей, политикой, экономикой, культурой и литературой, обычаями страны.

    Для институтов и факультетов иностранных языков и для всех тех, кто интересуется лингвострановедением.

  68. Косарик М. А., Гуревич Д. Л. Португалия: страна, народ, язык: Тексты, комментарии, упражнения: Учеб. пособие по лингвострановедению Португалии для студентов филол. фта МГУ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 256 с. – ISBN 5-211-04186-0, 500 экз.

    Цель пособия состоит в углублении знаний языка, традиций и культуры Португалии. Тексты, комментарии и упражнения направлены на подготовку к практической работе с португальским языком, в частности к работе переводчика, а также к чтению португальской литературы (художественной и по разным областям гуманитарного знания).

    Для студентов II–III филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, а также для широкого круга португалистов, интересующихся различными аспектами португальского языка и португальской культуры.

  69. Лифанов К. В. Морфология словацкого языка: Учеб. пособие. – М.: Б.и., 1999. – 168 с. – ISBN 5-93049-006-6, 500 экз.

    Пособие содержит описание морфологической системы современного словацкого литературного языка. Предназначено для студентов и аспирантов филологических факультетов и факультетов иностранных языков, а также для широкого круга славистов.

  70. Ремнёва М. Л. и др. Церковнославянский язык: Грамматика с текстами и словарем / М. Л. Ремнёва, В. с. Савельев, И. И. Филичев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 231 с. – ISBN 5-211-03917-3 (в пер.), 5000 экз.

    Пособие содержит описание грамматики церковнославянского языка, тексты (фрагменты из Евангелия от Матфея и Псалтыри) и словарь. Составителем грамматики и подборки текстов является М. Л. Ремнёва, авторами словаря – В. с. Савельев и И. И. Филичев.

    Книга предназначается для тех, кто стремится познакомиться с грамматикой церковнославянского языка, научиться понимать тексты современных церковных книг. При изложении использована научная терминология, приближенная к системе современных представлений, данных в школьных учебниках по русскому языку. Книга будет доступна всем, кто знаком с этими понятиями.

  71. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание»: Для студентов филол. ф-тов: Учеб. пособие / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г. И. Рапова. – М.: Б.и., 1998. – 324 с. – ISBN 5-7552-0092-0, 2000 экз.

    В хрестоматию включены важнейшие труды отечественных и зарубежных лингвистов, освещающие проблемы предмета языковедения и основных методов научного исследования языка. Хрестоматия предназначена в первую очередь для студентов-филологов, слушающих курс «Введение в языкознание», а также для студентов и аспирантов, специализирующихся в области общего и сравнительно-исторического языкознания.

  72. Александрова О. В., Васильев В. В.  Современный английский язык для филологов || Modern English Language For Philologists Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1998. – 224 с. – ISBN 5-89042-045-3, 2000 экз.

    В книге представлены различные образцы письменной речи британских и американских филологов, начиная с более простых и познавательных и кончая более сложными и специальными. Предложенные тексты относятся к трем основным направлениям – общий английский, английский для филологов, английская лингвистическая терминология.

    Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов университетов.

  73. Александрова О. В., Комова Т. А. Современный английский язык: Морфология. Синтаксис || Modern English Grammar: Morphology and Syntax: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1998. – 208 с. – ISBN 5-89042-034-8, 1000 экз.

  74. История русской литературы XX века (20–90-е годы): Основные имена: Учеб. пособие для филол. ф-тов гос. ун-тов / Под ред. Б. с. Бугрова, В. А. Зайцева, с. И. Кормилова (отв. ред.), Е. Б. Скороспеловой. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1998. – 480 с. – ISBN 5-89042-036-4, 10000 экз.

    Книга является пособием по истории русской литературы XX века (20–90-е годы). Она представляет собой первый том, за которым последует продолжение – «Литературный процесс» (в двух частях). Пособие призвано отразить современный научный взгляд на основные художественные ценности и тенденции развития русской литературы XX века.

    Издание предназначено для студентов филологических факультетов российских университетов, а также для аспирантов и преподавателей – всех, кто занимается русской литературой.

  75. Гухман М. М. Готский язык: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1998. – 288 с. – ISBN 5-89042-045-3, 2000 экз.

    Данное пособие предназначается для филологов-германистов (студентов и аспирантов, а также преподавателей, работающих над повышением своей квалификации). Основную часть книги составляет описание закономерностей готского языка, его фонетики, морфологии, включающей словоизменение и словообразование, и синтаксиса. Функциональная морфология отнесена к словоизменению, поэтому раздел синтаксиса содержит лишь необходимые сведения о структуре простого и сложного предложения.

  76. Дынников А. Н., Лопатина М. Г. Народная латынь: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 256 с. – ISBN 5-211-04023-6, 500 экз.

    Пособие состоит из двух частей: очерка народной латыни и хрестоматии, в которую включены тексты, снабженные комментарием.

    Для студентов и аспирантов, изучающих курс народной латыни в университетах и педвузах.

  77. Ковтун Е. Н. Карел Чапек и социальная фантастика XX столетия: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 128 с. – ISBN 5-211-04067-8, 200 экз.

    Пособие знакомит с творчеством чешского писателя Карела Чапека (1890–1938), признанного одним из крупнейших мастеров фантастики XX в. Анализ фантастических романов («Фабрика Абсолюта», «Кракатит», «Война с саламандрами») и драм Чапека («R. U. R.», «Из жизни насекомых», «Средство Макропулоса», «Адам-творец», «Белая болезнь», «Мать») помогает раскрыть основные закономерности социально-философской фантастики, показать вклад чешского писателя, вслед за Г. Уэллсом, в развитие европейской фантастической традиции. На материале творчества Чапека впервые делается попытка комплексного изучения литературного вымысла, составной частью которого является фантастика.

    Для студентов-богемистов, специалистов в области фантастики и всех интересующихся данной проблематикой.

  78. Малышева Н. И. Пособие по фонетике французского языка || Letude de la cha?ne parlee: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1998. – 32 с., 2000 экз.

    Пособие предназначается для студентов романо-германского отделения филологического факультета МГУ и имеет целью ознакомить их с различными явлениями в произношении речевого потока. Пособие написано на французском языке и состоит из 7 частей. Каждая часть включает в себя, кроме общих правил, примеры и упражнения, записанные на магнитную пленку и находящиеся в ЛУРе факультета.

  79. Мунгалова О. М. Учебное пособие по испанскому языку (на материале лингвистических текстов). – М.: Диалог-МГУ, 1998. – 64 с. – ISBN 5-89209-273-9, 100 экз.

    Настоящее пособие имеет целью развитие навыков понимания и перевода лингвистических текстов, а также овладение системой терминов, которые представляют языковое выражение специальных понятий лингвистики.

    Предназначено для студентов-испанистов старших курсов и аспирантов филологических факультетов и факультетов иностранных языков.

  80. Смирницкий А. И. Древнеанглийский язык: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1998. – 318 с. – ISBN 5-89042-047-Х, 2000 экз.

    Данная книга была задумана А. И. Смирницким как первая часть курса истории английского языка. Таким образом, помимо древнеанглийской части, она содержит также разделы, относящиеся к курсу в целом, например «Английский язык и его место в германской группе языков», «Периодизация истории английского языка и краткая характеристика периодов» и др.

  81. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка: Учеб. пособие. – М.: Омен, 1998. – 260 с. – ISBN 5-89042-043-7, 2000 экз.

  82. Смирницкий А. И. Хрестоматия по истории английского языка с VII по XVII в.: С грамматическими таблицами и историческим и этимологическим словарем: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1998. – 286 с. – ISBN 5-89042-048-8, 2000 экз.

    Книга ставит перед собой цель дать необходимые иллюстрации к лекционному курсу истории английского языка. Она предназначается прежде всего для практических занятий, обязательно сопровождающих подобный курс лекций. Книга может быть использована и теми, кто хочет обогатить свои теоретические знания по истории английского языка практическим ознакомлением с образцами раннего английского языка (приблизительно с 650 до 1616 г.).

  83. Словацкая литература. Ч. I: От истоков до конца XIX века: Учеб. пособие / А. Г. Машкова, Н. В. Шведова, З. Беран и др. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 272 с. – ISBN 5-89042-029-1, 2000 экз.

    Книга представляет собой первый учебник по истории словацкой литературы в России. В книге показаны основные тенденции развития литературы словацкого народа с древнейших времен и до конца XIX века, охарактеризовано творчество наиболее ярких писателей Словакии. Литература XX века будет освещена во второй части планируемого двухтомного издания. Учебник написан в соответствии с программой курса словацкой литературы для студентов-славистов МГУ им. М. В. Ломоносова.

  84. Алисова Т. Б., Муравьева Г. Д. Итальянский язык: Грамматика. Хрестоматия: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 256 с. – ISBN 5-89042-022-4, 1000 экз.

    Учебное пособие состоит из двух частей: 1) краткий очерк фонетики, морфологии и синтаксиса современного итальянского языка (Т. Б. Алисова) и 2) комментированные тексты, выбранные из произведений, написанных в период с 1960 по 1990 гг. наиболее известными итальянскими авторами (Г. Д. Муравьева).

    Пособие рассчитано прежде всего на студентов-итальянистов гуманитарных факультетов университетов, а также на широкий круг читателей, желающих расширить свои познания в области итальянского языка и литературы.

  85. Васеко Е. Ф., Горшкова К. В. Историческая грамматика русского языка: Пособие для практических занятий: Учеб. пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература». – М.: Филология, 1997. – 253 с. – ISBN 5-7552-0074-2, 500 экз.

    В пособие включены упражнения и задания различных типов (разбор грамматических форм, установление происхождения звуков, сравнение языковых явлений и т. п.). Многие задания предусматривают комплексный анализ древних текстов. Разнообразие заданий и упражнений, предложенных авторами, позволяет преподавателям филологических факультетов отбирать для своих занятий те, которые они сочтут необходимыми. В пособие включены новые древне- и среднерусские тексты, ранее с этой целью не использовавшиеся. Пособие включает Приложение, в котором даны сводные грамматические таблицы и словарь.

    Пособие для практических занятий является дополнением к учебнику К. В. Горшковой и Г. А. Хабургаева «Историческая грамматика русского языка» (М., 1981).

  86. Галинская Е. А. Историческая грамматика русского языка: Учеб.-методич. пособие для студентов филол. ф-тов гос. ун-тов. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 80 с. – ISBN 5-89209-035-3, 500 экз.

    В пособии комментируются наиболее сложные вопросы курса «Историческая грамматика русского языка», а также рекомендуется литература – основная и дополнительная к соответствующему разделу программы (История русского языка. Ч. 1. Историческая грамматика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986). Также конспективно обрисовываются новейшие достижения в области исторической русистики, которые еще не нашли отражения в учебниках.

  87. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 384 с. – ISBN 5-211-03301-9 (в пер.), 2000 экз.

    В учебном пособии освещаются теоретические вопросы исторического изучения языка. История языка представлена в его диалектном многообразии. Вместе с тем авторами предпринята попытка преодолеть сложившуюся в русской лингвистической науке традицию изложения истории языка как истории отдельных звуков и форм и предложить историю развития системных отношений, т. е. раскрыть закономерности формирования современной фонологической системы и морфологического строя.

    Для студентов и преподавателей филологических факультетов университетов и педагогических институтов.

  88. Ершова И. А. Введение в германскую филологию: Учеб. пособие. Вып. 1. Фонетика древнегерманских языков. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 77 с. – ISBN 5-89209-093-0, 500 экз.

    Данный выпуск представляет собой часть подготавливаемого большого учебного пособия по курсу «Введение в германскую филологию», входящему в программу филологических факультетов и факультетов иностранных языков университетов или педагогических институтов. Выпуск охватывает один из важнейших разделов курса – фонетический строй древнегерманских языков – и систематизирует сведения, даваемые в грамматиках отдельных германских языков, в специальных работах по вопросам германской фонологии. К выпуску дается приложение, включающее этимологические задачи, способствующие закреплению материала курса.

    Предназначается главным образом для студентов романо-германского отделения, но может быть также использован аспирантами и лицами, самостоятельно изучающими один из древних германских языков в сравнительном плане.

  89. Златоустова Л. В. и др. Общая и прикладная фонетика: Учеб. пособие / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. В. Потапов, В. Н. Трунин-Донской; Под общ. ред. Р. К. Потаповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 416 с. – ISBN 5-211-03041-9 (в пер.), 1000 экз.

    Пособие содержит материал по введению в языкознание и прикладную лингвистику, по основам общей и прикладной лингвистики, артикуляторной, акустической и перцептивной фонетики. Рассматриваются также различные аспекты фонетической информации в устройствах автоматического распознавания и синтеза речи.

    Для студентов и аспирантов, специализирующихся в области теоретической, прикладной и математической лингвистики, кибернетики и автоматического управления, преподавателей, а также для специалистов, работающих в области автоматического анализа и синтеза речевых сигналов.

  90. Современная шведская проза: Сб. рассказов для чтения: Учеб. пособие /Под ред. И. Эльдблум; Сост. и авторы коммент. Е. Л. Жильцова, Е. М. Чекалина . – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 160 с. – ISBN 5-89209-063-9, 100 экз.

    В книгу вошли написанные в 70-е – 90-е годы рассказы шведских писателей, опубликованные в Швеции, но не вошедшие в изданные ранее отечественные антологии шведской литературы. Предлагаемая подборка текстов дает возможность представить некоторые аспекты проблематики и художественного своеобразия новеллистики последних десятилетий – излюбленного и наиболее разработанного жанра в шведской литературе нашего столетия. Вместе с тем она знакомит читателя с особенностями разговорного языка и с реалиями современной шведской действительности. Все тексты опубликованы без сокращений. В конце книги даны биографические сведения об авторах на русском языке, а также развернутые лингвостилистические и страноведческие комментарии с переводом.

    Книга предназначена для тех, кто занимается шведским языком и интересуется современной шведской литературой. Пособие содержит тексты средней степени сложности. Оно может быть использовано в различных познавательных и учебно-методических целях студентами гуманитарных вузов, а также лицами, изучающими шведский язык самостоятельно.

  91. Ивлева Г. Г., Пророкова В. М., Раевский М. В. Практический курс немецкого языка для студентов-германистов филол. ф-тов: В 2 ч. Ч. 2: Учеб. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 400 с. – ISBN 5-211-03405-8, 1500 экз.

    Вторая часть учебника (часть 1 – 1995 г.) соответствует программе II курса. Содержит тексты и упражнения по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию, лексикологии, приложение о специализации германистов, ключи к упражнениям.

    Учебник адресован студентам, обучающимся на романо-германских отделениях филологических факультетов университетов. Может быть использован и на других отделениях, а также для самостоятельного изучения немецкого языка.

  92. Комова Т. А. История, филология и культура (книга для чтения на английском языке) || History, Philology and Culture (a book for reading, enjoying and study): Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 214 с. – ISBN 5-89042-031-3, 2000 экз.

    Книга содержит сведения по истории, филологии и культуре Великобритании и США, а также знакомит читателя с реалиями, с которыми сталкивается приезжающий в эти страны (образцы анкет для устройства на работу, оформления медицинской справки, банковского счета и т. д.).

    Предназначается для студентов высших учебных заведений, а также для всех желающих совершенствовать свой английский.

  93. Кулешов В. И. История русской литературы XIX века: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 624 с. – ISBN 5-211-03044-3 (в пер.), 3000 экз.

  94. Кушлянская Т. Е. Текстовый процессор Word для Windows (версия 6.0): Метод. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 150 с. – ISBN 5-89042-021-6, 1000 экз.

    Одним из популярных приложений Windows 3.1 является текстовый процессор Word for Windows. При помощи программы пользователи могут быстро и эффективно создавать как простые, хорошо оформленные документы, так и большие материалы, полностью подготовленные для издания. Целью данной книги является описание основных приемов работы редактора. Предложенный читателю материал соответствует курсу лекций, читаемому автором в рамках учебного курса «Информатика» филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

  95. Мирошенкова В. И., Федоров Н. А. Учебник латинского языка: Учеб. / Науч. ред. А. Е. Кузнецов. – 4-е изд., перераб. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 430 с. – ISBN 5-89042-019-4 (в пер.), 3000 экз.

    Учебник состоит из 19 уроков, хрестоматии, грамматического справочника и латинско-русского словаря, снабженного полным русско-латинским указателем. Основным методическим принципом учебника является включение в первые же уроки синтаксических тем, что позволяет сделать изучение древнего языка более интенсивным. В грамматическом справочнике дается систематическое изложение морфологии и синтаксиса латинского языка. В хрестоматию вошли тексты как классических (Катулл, Вергилий, Гораций и др.), так и поздних (Авл Геллий, Макробий) авторов.

    Предназначен для студентов гуманитарных факультетов.

  96. Мошенская Л. О, Арутюнян О. с. Le francais daujourdhui par les textes: Lecture. Analytique: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1997. – 368 с. – ISBN 5-89042-025-9, 1000 экз.

    Пособие содержит неадаптированные тексты – отрывки из произведений крупнейших французских писателей XX века, дающие представление об индивидуальной манере писателей и знакомящие студентов с разными сторонами жизни Франции. Тексты снабжены системой грамматических, лексических и стилистических упражнений, характер и содержание которых определяются требованиями программ по французскому языку.

    Предназначается для студентов старших курсов филологических факультетов университетов и пединститутов, где французский язык изучается как основной, но может быть использовано и на других отделениях.

  97. Назарова Т. Б. Английский язык делового общения: Учеб. курс для студентов-филологов || Business English: An Introductory Course for Advanced Students. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 138 с. – ISBN 5-89209-054-Х, 300 экз.

    Учебное пособие охватывает основные разделы английского языка делового общения: техника ведения беседы, деловая корреспонденция, деловая встреча, презентация, переговоры, семиотика делового общения. Особое внимание уделяется словарному составу и практическим методам, направленным на более эффективное овладение словом и его сложными эквивалентами. Предлагается обширный и разнообразный материал современной практики речевого общения.

    Предназначается для студентов-филологов, а также для всех изучающих английский язык делового общения.

  98. Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX века: Становление и жанровая эволюция: Учеб. пособие. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 264 с. – ISBN 5-89209-038-8, 500 экз.

    В чем отличие русского классического романа от других видов «эпоса нового мира» в отечественной и зарубежной литературах XIX века? Какие исторические и эстетические причины вызвали эту форму к жизни и как она развивалась от «Евгения Онегина» А. с. Пушкина до «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского и «Воскресения» Л. Н. Толстого? Ответы на эти вопросы сочетаются в книге с обстоятельным анализом всех крупнейших образцов исследуемого жанра.

    Методологическая новизна и концептуальность монографии делают ее научно актуальной, а широкий охват материала и ясность изложения превращают в учебное пособие для слушателей спецкурсов и участников семинаров по русскому роману.

  99. Пожарицкая с. К. Русская диалектология: Учеб. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 168 с.: ил., карты. – ISBN 5-211-03587-9, 2000 экз.

    В пособии содержатся сведения о фонетике и грамматике говоров и диалектном членении русского языка, проиллюстрированные картами, рисунками и значительным количеством диалектных текстов. Даются методические указания по анализу диалектных текстов и образцы такого анализа.

    Для студентов филологических факультетов.

  100. Пустовойт П. Г. Созвездие неповторимых: (Мастерство русских классиков): Курс лекций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 184 с. – ISBN 5-211-03048-6, 2000 экз.

    Автор раскрывает творческую лабораторию крупнейших писателей XIX–XX вв., индивидуальную манеру каждого из них, прослеживает преемственность в русской поэзии и прозе, выявляет вклад классиков в развитие литературного языка. В основу книги положен курс, много лет читаемый на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

    Для студентов, преподавателей вузов, учителей и всех любителей русской словесности.

  101. Раевский М. В. Фонетика немецкого языка: Теоретический курс: Учеб. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 312 с. – ISBN 5-211-03395-7, 1000 экз.

    Учебник освещает все существенные вопросы науки о звуковом строе немецкого языка: ее общефонетические основания, историю и современное состояние произносительной нормы, звуковой состав, фонемную систему и супрасегментные средства.

    Для студентов романо-германских отделений филологических факультетов университетов.

  102. Шевелева М. Н. Старославянский язык: Методич. указания для студентов филол. ф-тов гос. ун-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 120 с. – ISBN 5-89209-036-1, 500 экз.

    Цель данных методических указаний – помочь студентам, самостоятельно изучающим курс старославянского языка, соединить знание теоретического материала с приобретением практических навыков лингвистического анализа.

  103. Щеглова Т. Я., Щеглова М. В. Истории Х. Бидструпа на уроке немецкого языка. Вып. 1 || 10 Bildergeschichten im Deutschunterricht. Bd 1: Учеб. пособие. – М.: Диалог-МГУ, 1997. – 48 с.: ил. – ISBN 5-89209-100-7, 500 экз.

    Пособие представляет собой истории в картинках, «рассказанные» известным датским художником Херлуфом Бидструпом, которые дополнены учебным материалом, лексическим и грамматическим, упражнениями для начинающих и заданиями для тех, кто продолжает изучать язык. Предназначается для всех изучающих немецкий язык.

  104. Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций: Учеб. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1996. – 408 с. – ISBN 5-89042-015-1 (в пер.), 10000 экз.

    Предметом рассмотрения курса является русский фольклор. Теоретические вопросы освещены систематически и с полнотой, необходимой для уяснения специфики народного традиционного искусства слова в его живом устном бытовании.

    Для студентов-филологов, преподавателей филологических факультетов университетов, а также всех, кто интересуется русским фольклором.

  105. Волков А. А. Основы русской риторики: Учеб. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1996. – 344 с. – ISBN 5-89042-010-0, 10000 экз.

  106. Дубровина И. М., Дубровина Т. А. Очерки истории русской кинодраматургии: Учеб.-метод. пособие для студентов филол. ф-тов гос. ун-тов. – М.: Б. и., 1996. – 84 с. – ISBN 5-900746-02-Х, 1000 экз.

    В пособии рассматривается история отечественной кинодраматургии с момента ее становления до конца 1980-х гг. в соответствии с университетской программой дисциплины «История русской литературы XX века».

  107. Захаров Л. М., Зиновьева Н. В., Кривнова О. Ф. Методическое пособие для развития навыков работы с речевым сигналом (на базе компьютерных звуковых редакторов и программ обработки звучащей речи). – М.: Диалог-МГУ, 1996. – 48 с. – ISBN 5-89209-096-5, 300 экз.

  108. Кормилов с. И., Скороспелова Е. Б. Литературная критика в России XX века (после 1917 года): Материалы к курсу. – М.: Диалог-МГУ, 1996. – 64 с. – ISBN 5-89209-025-6, 500 экз.

    Предлагаемые материалы представляют собой первый публикуемый опыт краткого очерка, хронологически охватывающего весь путь русской литературной критики за восемь десятилетий после 1917 г. Написанные в духе и стиле учебных программ, но значительно превышающие объем того, что может быть рекомендовано студентам университетов для обязательного изучения, материалы окажутся полезными также для аспирантов и преподавателей.

  109. Всеволодова М. В. Практикум по курсу «Функционально-коммуникативный синтаксис»: Учеб. пособие. – М.: ИПО «Лев Толстой», 1995. – 112 с. – ISNB 5-89042-012-7, 1000 экз.

    Пособие предназначено для слушателей курса «Функционально-коммуникативный синтаксис» и построено в соответствии с планом и содержанием курса. Ввиду отсутствия в настоящее время учебника, некоторые сведения справочного характера, списки, таблицы даны в пособии. В практикум включены также некоторые упражнения, рассчитанные на развитие общего лингвистического мышления.

    Для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов, аспирантов, преподавателей и лингвистов, интересующихся проблемами русского синтаксиса.

  110. Рассказы и сказки немецких и русских писателей на двух языках (с анализом словоупотребления в отдельных текстах): Учеб. пособие / Сост. и автор теоретических разделов Г. Г. Ивлева. – М.: Б. и., 1995. – 160 с. – ISBN 5-89042-001-1, 2000 экз.

    Пособие предназначается для германистов и русистов, студентов филологических факультетов университетов. Оно состоит из текстов немецких и русских авторов, коротких по объему, с увлекательными сюжетами, и знакомит с принципами анализа словоупотребления в текстах разных жанров, причем показано, как эстетическое намерение писателей реализуется в подборе лексических средств. Материалы пособия могут быть использованы на практических занятиях по языку и на семинарских занятиях по лексикологии, стилистике, переводоведению.

  111. Носова Е. Г., Филиппова Н. А., Щеглова Т. Я. Немецкая грамматика: Таблицы с комментариями, тексты, упражнения, тесты в картинках || Deutsche Grammatik in Tabellen mit Ubungstexten und Bilderanhang: Учеб. пособие. – М.: Филология, 1995. – 260 с.: ил. – ISBN 5-7552-0085-8, 1000 экз.

    Цель пособия – оказание практической помощи в освоении немецкой грамматики. Для поступающих на гуманитарные факультеты университетов и институтов, слушателей подготовительных отделений, студентов младших курсов вузов гуманитарного профиля и всех лиц, желающих усовершенствовать свои знания в области немецкого языка.

  112. Дечева с. В. Английское слогоделение как часть профессионально ориентированного речеведения || English syllabification as part of the learner-oriented speechology: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 104 с. – ISBN 5-211-03263-2, 500 экз.

    В учебном пособии суммируются выводы научных исследований и учебных семинаров, проводимых в последние годы на кафедре английского языкознания МГУ им. М. В. Ломоносова, раскрывается еще один важнейший аспект обучения современному английскому языку – LSP.

    Для студентов старших курсов и аспирантов филологических факультетов университетов.


119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018 г.