Условия освоения программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки


новости факультета

Вниманию абитуриентов! В 2017 году на филологическом факультете проводится набор на очные и дистанционные подготовительные курсы. Приглашаются учащиеся 9–11 классов и лица, имеющие аттестат о среднем образовании. За более подробной информацией обращаться в Отдел дополнительного образования филологического факультета (комн. 904 1-го гуманитарного корпуса; сайт: http://www.philol.msu.ru/~dovuz; e-mail: dovuz@philol.msu.ru; тел. 8 (495) 939 3276).

Для записи на тестирование, проводимое при зачислении на очные подготовительные курсы, необходимо с 1 по 28 сентября зарегистрироваться, перейдя по ссылке на сайт http://www.philol.msu.ru/~dovuz/reg/regf.php.

Тестирование будет проводиться 2-го октября с 16:20.

Дополнительное тестирование: 11-го октября с 16:20.

Общее собрание слушателей и родителей состоится 10 октября в 18.00

Для прохода в корпус необходимо иметь при себе паспорт.

все новости →


Условия освоения программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки

Приказ Минобразования РФ от 13  мая 2002 г. № 1725
«Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки»

В целях реализации п. 33 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 г. № 264 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 16. Ст. 1595; № 39. Ст. 3771), приказываю:

Утвердить прилагаемые Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Министр
В. Филиппов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 августа 2002 г.

Регистрационный № 3693

Приложение
к приказу Минобразования РФ
от 13 мая 2002 г. № 1725

Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки

Настоящие Условия разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120; № 33. Ст. 3348), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4135; 2000. № 29. Ст. 3001; № 33. Ст. 3348), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 г. № 264 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 16. Ст. 1595; № 39. Ст. 3771), Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 940 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 18. Ст. 2085).

I. Общие положения

1. Настоящие Условия регламентируют реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию (далее именуются — высшие учебные заведения, вузы).

2. В сокращенные сроки по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным учебным планом высшего учебного заведения по соответствующему направлению подготовки или специальности и форме обучения, могут реализовываться вузом сокращенные и ускоренные программы высшего профессионального образования.

3. Сокращенная основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее — сокращенная программа) может реализовываться высшим учебным заведением для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней. Сокращение сроков освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения.

При этом под соответствующими профилями понимаются:

- в среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании — такие основные образовательные программы этих уровней профессионального образования, которые имеют близкие или одинаковые по наименованию общепрофессиональные и специальные дисциплины и учебные элементы в программах дисциплин;

- в высшем профессиональном образовании — такие основные образовательные программы по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), которые близки по содержанию (до 55—60% и выше).

4. Ускоренная основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее — ускоренная программа) может реализовываться вузом для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок.

5. Сокращенная программа высшего профессионального образования может реализовываться как ускоренная (сокращенная ускоренная образовательная программа высшего профессионального образования).

6. Освоение лицами сокращенной или ускоренной программы осуществляется на добровольной основе на основании заявления поступающего или студента.

6.1. Желание обучаться по сокращенной программе может быть изложено поступающим при подаче документов для поступления в высшее учебное заведение, если вуз осуществляет прием для обучения по сокращенным программам.

Высшее учебное заведение самостоятельно принимает решение о формировании групп, обучающихся по сокращенным программам, и о переводе студента на обучение в сокращенные сроки.

Желание обучаться по сокращенной программе может быть изложено также после зачисления на освоение основной образовательной программы с полным сроком обучения путем подачи заявления на имя ректора (декана) вуза.

Решение о возможности обучения студента по сокращенной программе принимается ученым советом вуза (факультета) и оформляется локальным актом.

6.2. Желание обучаться по ускоренной программе может быть изложено после прохождения первой промежуточной аттестации в вузе, в том числе досрочной.

Решение о возможности обучения студента по ускоренной программе принимается ученым советом вуза (факультета) с учетом итогов промежуточной аттестации и также оформляется локальным актом.

7. Прием на обучение по сокращенным или ускоренным программам осуществляется в соответствии с действующим порядком приема в высшее учебное заведение.

7.1. Прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, для обучения по сокращенным программам в специально формируемых вузом группах осуществляется на первый курс. При этом высшее учебное заведение имеет право изменять по сравнению с поступающими на полный срок обучения количество, перечень, формы проведения вступительных испытаний.

7.2. Прием лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в высшее учебное заведение на обучение по сокращенным программам осуществляется на первый или последующие курсы в соответствии с действующим порядком приема в вузы. В специально формируемые группы прием осуществляется на первый курс. При приеме в специально формируемые группы, а также на последующие курсы (на вакантные места) вуз самостоятельно устанавливает для поступающих количество, перечень, формы проведения, программы вступительных испытаний.

8. Если студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной программе, не может продолжить по ней обучение по различным причинам, то он имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения (при ее наличии в вузе и наличии вакантных мест).

II. Формирование программ высшего профессионального образования, реализуемых в сокращенные сроки

9. В целях реализации ускоренной программы вузом разрабатывается и самостоятельно утверждается индивидуальный график обучения по рабочему учебному плану по направлению подготовки или специальности с полным или сокращенным сроком обучения.

10. В целях реализации сокращенной программы вузом разрабатывается и самостоятельно утверждается индивидуальный учебный план (для обучающегося или группы обучающихся) на основе действующей основной образовательной программы вуза с полным сроком обучения с учетом предыдущего среднего профессионального или высшего профессионального образования.

Наименование дисциплин в индивидуальных учебных планах и их группирование по циклам должно быть идентичным учебным планам вуза, рассчитанным на полный срок обучения, но может отличаться большей долей самостоятельной работы студента.

Индивидуальный учебный план должен предусматривать объем учебного времени на дисциплины, устанавливаемые вузом по выбору студента.

При освоении сокращенной образовательной программы может не предусматриваться изучение факультативных дисциплин.

В индивидуальных учебных планах должно быть обязательно предусмотрено учебное время на научно-исследовательскую работу студентов и практику.

11. В качестве программ учебных дисциплин, практик и государственной итоговой аттестации при обучении в сокращенные сроки используются документы вуза, разработанные для реализации основных образовательных программ с полным сроком обучения.

12. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

13. Срок реализации вузом сокращенной программы для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, устанавливается в зависимости от соответствия профиля предыдущего высшего профессионального образования получаемому.

13.1. Срок освоения сокращенных программ подготовки специалистов и бакалавров по очной форме обучения для лиц, имеющих высшее профессиональное образование с профилем, не соответствующим получаемому образованию, рекомендуется устанавливать не менее 3 лет.

При этом сроки обучения сокращаются за счет:

перезачета гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

перезачета математических и общих естественнонаучных дисциплин.

13.2. Срок освоения сокращенных программ по очной форме обучения для лиц, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля, рекомендуется устанавливать не менее 2 лет*.

При этом сроки обучения сокращаются за счет:

— перезачета гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

— перезачета математических и общих естественнонаучных дисциплин;

— перезачета близких по содержанию общепрофессиональных дисциплин;

— уменьшения объема учебной и производственной практик.

14. Срок освоения программы специализированной подготовки магистра для лиц, имеющих диплом специалиста или магистра, рекомендуется устанавливать не менее 1,5 года.

15. Срок освоения сокращенных программ подготовки специалистов по очной форме обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, рекомендуется устанавливать не менее 3 лет.

При этом для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, сроки обучения могут быть сокращены за счет:

— переаттестации практики (учебной, технологической и частично преддипломной);

— переаттестации разделов общих гуманитарных и социально-экономических, а также разделов или в целом отдельных общепрофессиональных и специальных дисциплин.

16. При подготовке специалистов по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения срок освоения сокращенной программы рекомендуется увеличивать по сравнению с предложенными в п. 13—15 настоящих Условий до 6 месяцев.

III. Регламентация реализации сокращенных и ускоренных образовательных программ

17. Под переаттестацией в данном документе понимается оценка в баллах или зачетом знаний, умений и навыков студентов, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования по дисциплинам и практикам в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования.

Перед аттестацией студенту должна быть предоставлена возможность ознакомиться с программой дисциплины (практики), утвержденной вузом. Вуз должен также организовать в необходимом объеме занятия и (или) консультации перед переаттестацией ранее полученных знаний с учетом требований программ высшего профессионального образования.

Переаттестация может проводиться путем собеседования или в иной форме, определяемой вузом.

18. Под перезачетом в данном документе понимается перенос дисциплины (раздела), практики, освоенных лицом при получении предыдущего высшего профессионального образования, с полученной оценкой или зачетом как изученных в документы об освоении программы получаемого высшего профессионального образования.

19. Возможность переаттестации и перезачета определяется профильными кафедрами вуза (факультета).

Сроки переаттестации, перезачета и график работы кафедр со студентами устанавливается ректором (деканом факультета).

20. Переаттестация и перезачеты оформляются локальным актом вуза (факультета). В нем указываются перечень и объемы переаттестованных или перезачтенных дисциплин и практик с оценкой или зачетом (в соответствии с формой промежуточной или итоговой аттестации, установленной учебным планом вуза по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения).

Локальный акт может определять график ликвидации академической задолженности отдельными студентами, возникшей при переходе к обучению по индивидуальному учебному плану на основе разных образовательных программ предыдущего среднего профессионального или высшего профессионального образования**.

Для студентов заочной формы обучения в локальном акте должна быть установлена продолжительность сдачи зачетов и экзаменов в каждом учебном году в пределах, установленных действующим законодательством для ежегодных отпусков обучающимся по заочной форме обучения.

Продолжительность сдачи зачетов и экзаменов в пятьдесят дней при обучении в сокращенные сроки может устанавливаться со второго курса.

На основании личного заявления по решению соответствующих кафедр студенту могут быть переаттестованы или перезачтены ранее изученные дисциплины в качестве дисциплин, устанавливаемых вузом по выбору студента.

Записи о переаттестованных или перезачтенных дисциплинах, разделах дисциплин вносятся в зачетные книжки студентов заведующими соответствующих кафедр или по их поручению преподавателями.

При оформлении диплома о высшем профессиональном образовании переаттестованные или перезачтенные дисциплины вносятся в приложение к диплому.

При переводе обучающегося в другой вуз или отчислении до завершения освоения образовательной программы записи о переаттестованных или перезачтенных дисциплинах вносятся в академическую справку или приложении к диплому о неполном высшем профессиональном образовании.

______________________________

* Для лиц, имеющих диплом бакалавра и желающих продолжить образование по специальности высшего профессионального образования соответствующего профиля без перерыва в обучении, срок освоения программы подготовки специалистов по очной форме обучения рекомендуется устанавливать не менее 1 года.

** При отсутствии приложения к диплому студент запрашивает академическую справку в образовательном учреждении, в котором он получал высшее или среднее профессиональное образование, или действующий в соответствующий период учебный план.

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017 г.