Материалы к курсу «История античной литературы» (дневное отделение, I курс, осенний семестр 2022/2023 уч. г. )
Вопросы к коллоквиуму
- Боги и герои греческой мифологии.
- Периоды в истории мифологии.
- Периодизация греческой литературы.
- Содержание и композиция «Одиссеи».
- «Одиссея»: основные образы (боги и герои).
- Содержание и композиция «Илиады».
- «Илиада»: основные образы (боги и герои).
- Гомеровский вопрос: его история, основные тенденции, современное состояние.
- Гомеровские гимны.
- Греческая элегия: темы и авторы.
- Греческая ямбография: темы и авторы.
- Хоровая лирика. Статья М. Л. Гаспарова (реферат).
- Сольная лирика: темы и авторы.
- Происхождение греческой драмы, основные разновидности.
- Устройство греческого театра.
- Структура трагедии.
- Трагедии Эсхила: образы и проблематика.
- Идейная направленность и содержание трагедий Софокла.
- Трагедии Эврипида, их жанровая направленность (психологические трагедии, трагедия интриги, антивоенные трагедии, и т.д.).
- Происхождение греческой комедии.
Статьи
- В. Н. Ярхо. «Одиссея» — фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. Перевод В.А. Жуковского.
Издание подготовил В.Н. Ярхо, ред. М.Л. Гаспаров. Москва: Издательство «Наука», 2000. Серия «Литературные памятники» Полистать
- М. Л. Гаспаров. Поэзия Пиндара // Пиндар, Вакхилид. «Оды. Фрагменты». М., «Наука», 1980.Читать
- Гаспаров М. Л. Древнегреческая хоровая лирика // Избранные труды, том I. О поэтах. М., «Языки русской культуры», 1997.Полистать
- Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. Полистать
- Аверинцев С. С. Добрый Плутарх рассказывает о героях // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I, с. 637—653.Читать
- М. М. Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе Читать
- Гаспаров М. Л. Катулл, или изобретатель чувства // Избранные труды, том I. О поэтах. М., «Языки русской культуры», 1997.Читать
- Гаспаров М. Л. Вергилий — поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Художественная литература, Москва, 1979. С. 5—34.Читать
- Гаспаров М. Л. Поэзия Горация (Гораций, или золото середины) // Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Изд-во Художественная литература, 1970.Читать
- Гаспаров М. Л. Три подступа к поэзии Овидия // Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы. М., «Художественная литература», 1973. С. 5—32.Читать
Экзаменационные вопросы
Греция
- Периодизация греческой литературы.
- Основные периоды в развитии мифологии, её значение для античной литературы.
- Содержание, сюжет и композиция «Илиады». Образы героев и действия богов.
- Проблематика и композиция «Одиссеи», основные образы поэмы.
- Гомеровский вопрос и черты стиля гомеровских поэм. Аэды и рапсоды.
- Поэтическая деятельность Гесиода. «Труды и дни» и «Теогония»: дидактический жанр и классификация мифологии.
- Элегия и ямбография: основные мотивы и авторы.
- Сольная лирика эолийских поэтов. Алкей и Сапфо: темы и образы.
- Анакреонт и анакреонтика.
- Хоровая лирика, её основные виды. Оды Пиндара и дифирамбы Бакхилида.
- Происхождение и основные виды греческой драмы. Устройство греческого театра и структура трагедии.
- Проблематика и идейная направленность трагедий Эсхила. Трилогия об Атридах («Орестея») и отклики на современность ( «Персы»).
- Драматургия Софокла: основные нововведения. Героические образы и смысл героического конфликта в трагедиях Софокла «Антигона», «Эдип-царь», «Электра».
- Жанровые разновидности и тематика трагедий Еврипида. Антивоенные трагедии и социально-бытовая драма, «психологические» и патетические трагедии, драма интриги.
- Греческая историография : жанры и представители.
- Ораторская проза в Греции: её виды и представители.
- Жанр философского диалога в творчестве Платона. «Поэтика» и «Риторика» Аристотеля — итог поэзии и прозы классического периода. Учение Аристотеля о трагедии, понятие катарсиса.
- Литературная критика, политика, темы воспитания, социальной утопии в комедиях Аристофана.
- Менандр: судьба наследия. Характеры и сюжеты новоаттической комедии, её гуманистическая направленность.
- Феномен александрийской поэзии, новизна жанров, тем, проблематики: Феокрит, Каллимах, Аполоний Родосский.
- «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Греческое возрождение» II в. н. э. — феномен культуры поздней античности.
- Сатира и пародия в «Диалогах» Лукиана. Персонажи диалогов и принципы комизма.
- Жанровые разновидности греческого романа: любовно-авантюрная и буколическая.
Рим
- Периодизация римской литературы. Особенности формирования римской литературы в сравнении с греческой.
- Образы комедий Плавта, принципы создания комического эффекта. Греческие сюжеты в жанре паллиаты.
- Комедия Теренция: образы и гуманистическая направленность.
- Философское содержание и литературная форма поэмы Лукреция «О природе вещей».
- Неотерики. Композиция сборника стихотворений Катулла и принципы эллинистической поэтики.
- Цицерон как теоретик и практик красноречия.
- «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря - жанр римской литературной мемуаристики.
- Жанр исторической монографии и особенности стиля Саллюстия.
- Литература эпохи принципата Августа. «Буколики» и «Георгики» Вергилия: традиция и новаторство.
- Поэтика «Энеиды» Вергилия как памятника римского классицизма.
- «Эподы» и «Сатиры» Горация – мотивы и отношение к современности. Гораций как теоретик римского классицизма.
- «Оды» Горация: метрика, тематика, композиция. Гораций о поэтическом творчестве.
- Эволюция жанра римской любовной элегии (Тибулл -Проперций- Овидий).
- «Метаморфозы» Овидия: от классицизма к «новому стилю».
- «Скорбные элегии» и «Письма с Понта» Овидия: личный опыт и традиции жанра.
- «Новый стиль» в трагедиях Сенеки, их отношение к греческим оригиналам.
- «Сатирикон» Петрония: пародия и ирония. Социальная проблематика и литературная полемика.
- «Новый стиль» в эпосе: «Фарсалия» Лукана. Исторические события и современность.
- «Новый стиль» в эпиграмме Марциала, источники комизма.
- «Сатиры» Ювенала: социально-политический аспект и обличительный характер.
- «Новый стиль» в исторической прозе Тацита. «Анналы»: драматизм и искусство литературного портрета.
- «Метаморфозы» Апулея: содержание, значение вставных эпизодов. Идейная концепция романа.